Так, про коммерческие рейдеры...
После окончания Первой мировой войны германский флот стал практически символической величиной. При этом в составе флота запрещалось иметь не только подводные лодки, но и коммерческие рейдеры. Однако уже в 1920 г. создается Морское управление рейхсвера под руководством адмирала Пауля Бенке и начинается работа по восстановлению военно-морской мощи Германии. Анализируется боевые действия в период мировой войны, ведутся разработки новой военно-морской доктрины Германии. Так в 1923 г. выходит в свет двухтомник контр-адмирала Эриха Редера "Крейсерская война в зарубежных водах", посвященный рейдерским операциям германского флота во время Первой мировой. В нем Редер делает вывод о необходимости нарушения жизненно важных морских коммуникаций противника путем ведения крейсерской войны. Этот же вопрос рассматривают в своих работах видные теоретики германского флота того времени О. Гроос, В. Вегенер, В. Гладиш. При следующем командующем флотом адмирале Гансе Ценкере с 1927 г. начинается планирование будущих операций, направленных против торгового судоходства Британии и Франции, а также проектируются броненосцы типа "Deutschland", одного взгляда на тактико-технические характеристики которых хватало, чтобы понять их предназначение для рейдерских операций. В 1928 г. во главе флота становиться уже адмирал Редер, при котором крейсерская доктрина ведения войны на море получает еще более наступательный характер. Вновь начала разворачиваться система "этапов", так хорошо себя зарекомендовавшая во время Первой мировой войны. Уже с 1930 г. на ее финансирование тайно начались выделяться деньги. Основные центры "Etappen-Dienst" находились в Испании, Южной Америке, США и Дальнем Востоке. Не были забыты и коммерческие рейдеры. Предполагается в случае начала боевых действий их широкое использование. В 1934 г. командование Кригсмарине определило порядок строительства вспомогательных крейсеров, условно именовавшихся "транспортными судами "О". Списки своих и иностранных торговых судов новейшей постройки, пригодных для этой цели, начали составлять тремя годами раньше. В том же году тайно выделились деньги на постройку таких четырех рейдеров. Однако из-за трений с вермахтом и люфтваффе, они так и не были построены, но при этом вспомогательные крейсера продолжали фигурировать в германских оперативных планах ведения войны на море. Причем складывалась парадоксальная ситуация – в случае начала войны Германия имела слишком мало кораблей для воздействия на морскую торговлю союзников, а те в свою очередь практически не имели кораблей для защиты своих торговых коммуникаций. Командование германского флота, желая увеличить список судов предназначенных к переоборудованию, договорилось с кораблестроительными фирмами о том, что те при постройке новых грузовых судов, которые по своим параметрам будут являться потенциальными кандидатами во вспомогательные крейсера, заранее будут усиливать корпуса в местах предполагаемой установки орудий главного калибра. В 1939 г. Кригсмарине еще до начала войны планировало переоборудовать пять таких торговых судов в рейдеры. При этом были отобраны некоторые кандидатуры командиров и офицеров для будущего назначения на вспомогательные крейсера. Правда, при этом не все высшие флотские чины верили в то, что коммерческим рейдерам удастся повторить успехи прошлой войны. Это, а также желание избежать возникновения подозрений у противника и некоторые другие политические мотивы, привели к тому, что ничего сделано не было, хотя планировалось ввести в строй 26 таких кораблей из числа наиболее быстроходных торговых судов. В итоге, когда 1 сентября 1939 г. грянули первые залпы войны, в составе германского флота не оказалось ни одного вспомогательного крейсера.
Однако РВМ отреагировал моментально, и уже 5 сентября отобрали 6 транспортов, которым предстояло стать рейдерами – "Kurmark", "Goldenfels", "Neumark", "Santa Cruz", "Kandelfels" и "Iller", но затем последний заменили однотипным "Ems". После переоборудования они получили наименования "Orion", "Atlantis", "Widder", "Thor", "Pinguin" и "Komet". Эти вспомогательные крейсера, вышедшие в плавание в период с 31 марта по 9 июля 1940 г., получили в военно-исторической литературе наименование "первой волны". За ними на переоборудование направились "Steiermark", "Bonn", "Cairo", "Togo", ставшие "Kormoran", "Michel", "Stier" и "Coronel". Вместе с отправившимися во второй поход "Komet" и "Thor" они составили "вторую волну" германских рейдеров, которая растянулась во времени с 03.12.1940 г. ("Kormoran") по февраль 1943 г. ("Coronel"). "Meersburg" (Schiff 5, будущий "Hansa") был переоборудован, но в плавание так и не вышел. Кроме этого предполагались превратить во вспомогательные крейсера следующие суда: "Neidenfels", "Moltkefels", "Amerskerk" (Schiff 49), "Minden" (ex-"Lodz"), "Coburg" (Neubau 695), "Marburg" (Neubau 696). Однако затем от этих планов командование Кригсмарине отказалось.
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.