NCD> Если хочешь что то доказать приводи тексты не из учебников по материаловедению а из ДОКУМЕНТОВ того периода. Чтение оных наводит на мысль о том, что самая МАЛЕНЬКАЯ из технических проблем наших танков - это качество и технология торсионов.
Ну все - сейчас покраснею от своей дикости и от стыда убегу флудить на форум журнала Космополитен...
Какие "учебники по материаловедению"?
- такое в учебниках не пишут (тем более в нынешних).
Все что написано мной на предыдущей странице по состоянию дел с производством специальных сталей (в т.ч. интересующих нас в плане торсионной подвески - рессорно-пружинных) на КЗ в 1920-30-е годы - почерпнуто из заводского сборника издания 1974 года*, написанного специалистами работавшими на заводе и в отрасли в 1900-1960гг. У меня нет оснований не доверять к примеру материалам инженера работавшего в 1929 г. в заводской лаборатории и занимавшегося как раз сабжем.
*Кстати абсолютно открытый источник, только редкий в силу малого тиража и распространявшийся в свое время только среди специалистов.
NCD> А 640 КВ с торсионной подвеской к началу войны сделали селениты?NCD> Не надо рисовать тут душераздирающих картин.К середине 1939 года торсионная подвеска успешно опробована на Т-28,Т-40, и КВ. т-28 с производства снимался а остальные два в 1940 году начали строиться серийно.
Вы невнимательно читаете что я пишу
. Повторю: именно создание на Путиловском (и Ижорском тоже) сильнейшей в те годы Союзе металловедческой школы опиравшейся на имевшиеся в городе научные кадры и опытных производственный персонал старых (т.е. дореволюционных) заводов позволил разрабатывать новые материалы и технологии, в т.ч. позволившие сделать торсионы для тяжелого танка, то бишь КВ-1. А вот в Харькове таких условий не было, и до тех пор пока «на месте» не было освоено серийное производство торсионов (разумеется с привлечением и помощью тех кто это уже умел делать) - то на Т-34 и оставили освоенную еще на бтэшках пружинную подвеску.
NCD> Кстати в довоенных танках торсионы делались из 60С2, какой там вольфрам.
Просто цитата из источника:
Сталь марки 45ХНМФА была разработана инженером ЦЗЛ {Центральной заводской лаборатории} В.А. Цукановым и внедрена на Кировском заводе в 1940 году для торсионных валов. Вал работал на усталость и подвергался одностороннему переменному скручиванию и изгибу. Расчетные напряжения доходили до 100 кг/кв.мм. Химический состав стали 45ХНМФА следующий: углерод 0,42-0,5%; кремний 0,17-0,37%; марганец 0,5-08%; хром 0,8-1,1%, никель 1,3-1,8%; молибден 0,2-0,3%, ванадий 0,1-0,2%.
По техническим условиям к торсионным валам толщиной около 70 мм и длиной около 2000 мм предьявлялись следующие требования после закалки и отпуска: предел прочности не менее 150 кг/кв.мм; удлинение – более 7%; относительное сжатие – более 35%; ударная вязкость – более 4 кгм/кв.см. При выплавке уделялось особое внимание чистоте стали по неметаллическим включениям.
После испытания стали 45ХНМФА на машинах (наряду с другими опытными сталями) она была принята в производство как основной материал для изготовления торсионных валов. Приоритет разработки и внедрения стали марки 45ХНМФА принадлежит Кировскому заводу.NCD> …какой там вольфрам.
Еще в 1936-38 г там же осваивались вольфрамосодержащие марки (уж поверьте без выкладывания цитат) – однако в силу дороговизны и сложности их стали широко применять только с конца 40-х начала 50-х гг.
NCD> Не надо рисовать тут душераздирающих картин.
Увы, душераздирающие картины рисовал не я, а к примеру А. Н Жиронкин (в 1925-1955 гг. работавший на КЗ мастером по термической обработке, инженером-исследователем ЦЗЛ, начальником ЦЗЛ, главным металлургом завода) или например В.М Заморуев (с 1929 по 1961 гг. работавший инженером-исследователем ЦЗЛ, начальником лаборатории стали, зам. начальника ЦЗЛ) и т.д.