Возможно построить ракету на воде?

 
1 2 3 4 5 6 7 14

Ckona

опытный
★☆
Это долговременная программа.
Пока что всего лишь пристально изучается авиамодельный ассортимент,
и копаюсь во вращательной динамике (линейную уже осилили).

Ближайшая задача скромнее - повторение твоего оптического датчика апогея.

Тяга "двигателя" простейшей(!) водяной ракеты - порядка 10 кГс,
что позволяет уханькать в ракете полкило на всякую аппаратуру.

Простейший первый шаг - управляемый разворот на 90 градусов перед землей, на возвратном участке траектории.
(типа, мягкая посадка)
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> Простейший первый шаг - управляемый разворот на 90 градусов перед землей, на возвратном участке траектории.
Ckona> (типа, мягкая посадка)

А чем разворачивать? Я так понял, ты в ракете нос утяжеляешь, значит повернуть будет трудно.

Ckona

опытный
★☆
Ответить не готов.
Потому и копаю вращательную динамику.

Понятно, что аэродинамические рули должны разворачивать.
Понятно, что центр тяжести надо смещать поближе к центру аэродинамич.сопротивления.
Насколько ?

Вот раскадровка:


По ней пытаюсь оценить соотношение инерционных и аэродинамических сил, которые
вернули ракете вертикальную ориентацию.
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> Ответить не готов.

А я не готов комментировать ;^))
Для меня проще выбросить парашют.

Ckona> Работу вибрационных акселерометров...

Про какие акселерометры идёт речь?

Ckona

опытный
★☆
Идеи появились после прочтения вот этой статьи.
Есть уже готовые законченные компоненты - интересно их применить для решения новых задач.
Датчики и исполнительная механика продаются здесь.
 6.06.0
Это сообщение редактировалось 17.10.2008 в 14:08

Serge77

модератор

Ckona> Идеи появились после прочтения вот этой статьи.

А, это обычные вещи. Я думал вибрационный - это что-то самодельное.

А что ты хочешь с ним делать? Убрать вращение ракеты?

Ckona

опытный
★☆
Все это "измышлизмы", в реале все гораздо приземленнее.

0. Правильно и осознанно проектируется аппарат с рулевой машинкой.
1. Имея на борту двухкоординатный датчик угловых ускорений, получаем возможность вертикальной стабилизации и программных разворотов.
2. Имея на борту акселерометр, можно знать высоту (хотя это стрельба из пушки по воробьям)
и запускать какие-либо команды (масса тонкостей при наличии второй ступени).
3. Имея вторую ступень (тут уже у меня кое-что сделано), можно управлять ее отделением
как по высоте, так и по направлению.

Эти водяные игры не имеют ничего общего с завоеванием космоса любительскими ракетами.
Но очень интересно !
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> 1. Имея на борту двухкоординатный датчик угловых ускорений, получаем возможность вертикальной стабилизации и программных разворотов.

Да, идея стабилизации у нас гуляет давно. Читал тему "Кобра" ?

Ckona

опытный
★☆
Прочитал.
Грустно стало - долго все это.
По существу - стабилизация ориентации летящей ракеты, как мне кажется, проще.
Ракете с аэродинамич.рулями можно смещаться вбок (ветер, временный наклон) - а маятнику нельзя. Управление сложнее.
 6.06.0

Ckona

опытный
★☆
Еще одна раскадровка :

через 0,033 с

Груз в носовом обтекателе - 800 граммов.
В момент схода ракеты с 30-см. направляющей (четвертый кадр слева) скорость примерно 7,5 м/с.
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> В момент схода ракеты с 30-см. направляющей (четвертый кадр слева) скорость примерно 7,5 м/с.

Интересно, какая тяга и ускорение?
UA Non-conformist #21.10.2008 17:40
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

> Ракете с аэродинамич.рулями можно смещаться вбок (ветер, временный наклон) - а маятнику нельзя.

Ты так подумал просто потому, что тебе в тот момент было грустно. На самом деле ракете с УВТ, конечно, можно поворачивать в любую сторону, даже вбок. Не говоря уже о висении в воздухе.

Не пробовал запускать водяную ракету на карбиде кальция? Полуторалитровая пластиковая бутылка выдерживает около 10 кгс/см.кв. Клипса от компрессора с манометром в качестве стартового стола и слесарные очки...
Skype: a_schabanow  

Ckona

опытный
★☆
Serge77

Конкретно в этом запуске - тяга(пневматическая!!) до схода с направляющей 22...25 кГс, ускорение 11g
после схода с направляющей - реактивная тяга 14 кГс., среднее ускорение до начала воздушной тяги 9g.


Non-conformist
Карбид кальция использовать нельзя - потому что невозможно контролировать момент запуска.
Момент запуска должен определяться оператором, ведущим обратный отсчет и приводящим в действие спусковой механизм.

По Кобре - напишу в соотв.разделе.
 6.06.0
UA Старатель_92 #21.10.2008 19:07  @Ckona#21.10.2008 18:44
+
-
edit
 

Старатель_92

втянувшийся

Ckona> Карбид кальция использовать нельзя - потому что невозможно контролировать момент запуска.

а еще нежелательно использовать потому, что в результете реакции получается щелочь, а её попадание на оператора крайне не желательное...
СаС2+2Н2О=Са(ОН)2+С2Н2
Skype: creator224  

Serge77

модератор

Ckona> Конкретно в этом запуске - тяга(пневматическая!!) до схода с направляющей 22...25 кГс

А что это за тяга - пневматическая?
UA Non-conformist #21.10.2008 21:30
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Это когда всю воду выдует, то останется воздух, который слегка фукнет. Типа довесок к импульсу.
Skype: a_schabanow  
UA Ckona #22.10.2008 00:21  @Non-conformist#21.10.2008 21:30
+
-
edit
 

Ckona

опытный
★☆
Serge77> А что это за тяга - пневматическая?

Non-conformist> Это когда всю воду выдует, то останется воздух, который слегка фукнет. Типа довесок к импульсу.

Немножко уточню:
Пневматической тягой названа сила, действующая на ракету при движении
по направляющей - так называемой "разгонной трубке".
Эта сила - произведение площади разгонной трубки на стартовое давление.

Воздушной тягой названа реактивная сила, вызванная истечением воздуха
после выброса всей воды (точнее, освобождения сопла от воды).
Определение Non-conformist'а очень доходчивое ! :)
но фукает громко, и довесок получается ощутимый - 15...20 процентов от общего импульса.
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> Пневматической тягой названа сила, действующая на ракету при движении
Ckona> по направляющей - так называемой "разгонной трубке".
Ckona> Эта сила - произведение площади разгонной трубки на стартовое давление.

Так после схода с направляющей сила та же - площадь сопла на давление. Разве нет?

Ckona

опытный
★☆
Нет.

Если не учитывать гидродинамич.потери в сопле и снижение давления в процессе выброса воды,
то реактивная тяга водяной ракеты (произведение скорости истечения на массовый расход)
равна удвоенному произведению площади сопла на давление.

Происхождение "двойки" - отсюда: X = Xo + v*t + (a * t2)/2, подробности могу в личку. ("тута хвормулей не пишуть") :)

Потери давления в сопле зависят от конструкции сопла. До 40 процентов - смотря какая бутылка.
Адиабатическое расширение воздуха - к концу выброса воды от начальных 7 ати остается 4...5 ати.

В результате среднее ускорение от реактивной водяной тяги несколько меньше, чем от пневматической.
 6.06.0
Это сообщение редактировалось 24.01.2009 в 18:20

Serge77

модератор

Что-то я ничего не понял.

Давай рассмотрим самый первый момент истечения воды, пока давление равно начальному. Поясни свою формулу и особенно двойку.

Ckona

опытный
★☆
Serge77> Что-то я ничего не понял.
А можно публиковать выкладки с формулами ? Это на форуме разрешается ?
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> А можно публиковать выкладки с формулами ? Это на форуме разрешается ?

Странный вопрос, у нас же технический форум, а не гламурный ;^))

Ckona

опытный
★☆
Кто обнаружит ошибки - буду очень благодарен.

Расчет реактивной тяги водяных ракет.

P - давление в бутылках, Н/кв.м.
v - скорость истечения, м/с
Fp - сила реактивной тяги, Н
S - сечение сопла, кв.м.
q – плотность воды, кГ/куб.м.
g – ускорение земного тяготения, м/с*с

Из теории реактивного движения:
Fp = v * (dM/dt) , где (dM/dt) - массовый расход рабочего тела, кГ/с

Представляя массовый расход через скорость истечения, с учетом несжимаемости воды:
(dM/dt) = q * S * v , откуда
Fp = v2 * q * S . (1)

Для определения скорости истечения v в зависимости от давления в бутылках Р
мысленно переворачиваем ракету соплом вверх и получаем фонтан высотой Н.

Давление столба воды высотой Н:

P = (масса столба воды)/(площадь сопла) = q * g * H , отсюда Н = P / (q*g) (2)

По второму закону Ньютона X = Xo + v*t + (g * t2)/2, высота подъема воды в фонтане
связана с начальной скоростью (на выходе из сопла) формулой:

Н = v2 / (2*g) (3)

Приравняв (3) и (2), получим:
v2 / (2*g) = P / (q*g) .

После сокращения g и извлечения квадратного корня получаем скорость истечения:
v = √[( 2 * P)/q ] .

Это выражение подставляем в (1) и получаем зависимость тяги водяной ракеты от давления:

Fp = 2 * P * S ,

где Р – давление на выходе из сопла (точнее, в выходном срезе сопла), S – сечение сопла.

При выкладках потери давления на участке от поверхности жидкости внутри бутылок
до выходного среза сопла приняты равным нулю,
а также не принята во внимание инерционность воды
при разгоне в сопле после схода с разгонной трубки.


Пример расчета:
сопло диаметром 21 мм,
избыточное давление 5 кГс/кв.см.,
сила реактивного пихания – 346 Ньютон БЕЗ УЧЕТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ.

В реальной жизни при "хороших" бутылках потери стартовой реактивной тяги - 20...30 процентов.
Кроме того, за счет адиабатического расширения давление в бутылках уменьшается быстрее, чем объем воды.
 6.06.0

Serge77

модератор

Ckona> Это выражение подставляем в (1) и получаем зависимость тяги водяной ракеты от давления:
Ckona> Fp = 2 * P * S

А почему для обычных двигателей без двойки?

Fp = P * S (для двигателей без дивергентной части сопла)

В чём разница - отбрасываем газ или жидкость?

Кстати, раз есть двойка, то тяга после схода с направляющей должна вырасти, а не упасть, как ты пишешь.
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Ckona

опытный
★☆
Я газовые двигатели "не копал", и сам удивляюсь этой "двойке".

Пусть кто-нибудь потычет меня в мою же ошибку !!

Но никак не могу найти подвох... и так, и эдак - все равно двоечник.
Может быть, все дело в системе отсчета - фонтан-то неподвижен, а ракета летит в сторону, противоположную струе ...
ну а если не летит ?
Пока что явная разница - в том, что газ сжимаемое вещество, а жидкость - нет. Поэтому, возможно(!!), при одном и том же давлении скорости истечения газа и жидкости - разные.

сейчас потихоньку перевожу очень точные зарубежные экспериментальные данные (тензометрический стенд).
По ним можно будет проверить.

А цифры по тяге я написал правильные. Читай - речь идет о средней тяге, с учетом всех потерь.

При моем участии один энтузиаст из Новосибирска построил модель,
ее результаты согласуются с запусками "в натуре".

через 6 часов:




Ну вот, ребята - у меня формулы правильные, "двойка" должна быть обязательно.

На этом графике изображены самоновейшие(!) результаты измерений тяги водяной ракеты
с соплом диаметром 9 мм, давлением 7 ати, заправленной одним литром воды (весь объем 5,45 литра).

Стенд - с тензодатчиком и цифровой регистрацией данных.
Разным цветом изображены разные запуски при одних и тех же параметрах, всего 4 запуска.

Мы видим, что максимальная тяга составляет 72...75 Ньютон.

Площадь сопла - 0,64 кв.см., умножаем на давление 7 Бар = 44,8 Ньютона.
Откуда 72...75 ? что, у австралийцев ньютоны другие ?
ДВОЕЧКА !
дает 89,6 Ньютон, гидравлические потери - около 20 процентов.

Ф-Ф-Ф-ух !
 6.06.0
Это сообщение редактировалось 22.10.2008 в 18:48
1 2 3 4 5 6 7 14

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru