umbriel> Для обычных двигателей это тоже не справедливо (см рис).
А где там формула для тяги сопла без дивергентной части?
umbriel> Видимо это все потому, что давление по кс и соплу распределяется неравномерно, в части, которая ближе к критич. сечению/дырке давление меньше, т.к. рабочее тело ускоряется.
Конечно меньше. Это приводит, в частности, к тому, что, грубо говоря, тягу создаёт не только критическое сечение сопла, но и некоторая площадь внутри двигателя возле сопла, на которую действует это самое уменьшенное (по сравнению с давлением, действующем на заглушку в соответствующих точках) давление.
Итого, недобор тяги за счёт падения давления в сопле примерно компенсируется дополнительной тягой с площади возле сопла.
Для точного расчёта, конечно, нужно брать интеграл давления по всей поверхности.