Yuriy> Зачем проводят испытания?
Yuriy> На этот счет существуют две точки зрения:
На самом деле одна...
Yuriy> 1) Испытания проводят для того, чтобы определить, вообще, ракета изготовленная по данным чертежам пригодна или нет (под пригодностью понимается вероятность аварии меньшая максимальной допущенной заказчиком вероятности аварии).
Под "пригодностью" понимается то что определено ГОСТ 27.002 "Надежность в технике. Термины и определения" Ссылку я Вам давал.
Yuriy> 2) Испытания проводятся для того, чтобы определить, ДАННЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ракеты годен или из-за допущенных при изготовлении отклонений от чертежа негоден; годность же ракеты изготовленной строго по чертежам определяется теоретически.
А Вам не приходила в голову простая мысль, что существуют различные категории испытаний? И что две Ваши "точки зрения" вовсе не взаимоисключащие
Yuriy> Почему я придерживаюсь первой точки зрения?
Я замер в предвкушении.
Yuriy> Потому что вторая содержит логическую нелепость - ведь так определится только пригодность тех десяти экземляров, которые экспериментально запустили, а тех что поступят заказчику не проверяется...
Класс! очевидно по привычке Вы только что опровергли всю теорию и практику разработки ракетной техники. Что бы немножко стимулировать Ваши методологические изыски, предлагаю Вам задуматься как определяют пригодность изделий разового применения, патронов например.
Yuriy> Зата первая версия проста и логична:
Yuriy> испытания проводятся для того чтобы определить - ракеты, изготовленные по чертежам, которые инженеры начертили - они вообще пригодны или надо еще переделывать?
Yuriy> А зачем проводятся испытания если верно второе мнение?
Вот весь этот поток сознания незамутненого вообще никакой информацией по обсуждаемой теме вызывает двойственные чувства, то ли поиздеваться, то ли попытаться объяснить. Попытаюсь объяснить.
В отечественной практике принят следующий порядок выполнения ОКР (по крупному): эскизный проект (ЭП), разработка комплекта рабочей конструкторской документации (РКД), изготовление опытного образца, проведение предварительных испытаний (ПИ), корректировка РКД по результатам испытаний и изготовления, приемочные испытания (государственные или межведомственные), принятие решения о начале серийного производства. Причем применительно к отраслевой специфике порядок может от приведенного отличаться, так для РКТ он несколько другой. Так вот, решение, принципиальное решение о возможности создания образца с требуемыми характеристиками принимается по результатам эскизного проектирования. Создается комиссия, куча организаций (наука, военные, экономисты) выдают свои заключения на эскизный проект. Если все заключения положительные, можно с достаточной уверенностью утверждать, что конструкция в принципе работоспособна. Конечно бывали случаи, когда ОКР не завершалась созданием образца, но это характерно для систем с высоким уровнем технического риска. В большинстве же случаев-ЭП это подтверждение реализуемости конструкции. На этапе ПИ решается множество задач, подтверждение количественных показателей надежности-одна из многих. проверяют ресурс, работу в условиях неблагоприятных факторов, подтверждение других характеристик и т.д. и конечно же проверяют работоспособность. В той же РКТ существует много вещей не решаемых на кончике пера, проблема ВЧ-неустойчивости, например. Кстати, объем экспериментальных исследований в последние годы стремительно снижается. Например американцы практически не проводят продувки в аэродинамических трубах, решая эту задачу методом моделирования на компьютерах. Но посыл, что не проводя экспериментальной отработки нельзя судить о работоспособности изделия неверен. Можно, еще как можно. Другое дело, что работоспособность нужно еще строго подтвердить. Например, с точки зрения сегодняшнего дня на вопросы подтверждения качества и надежности РКТ, полет Гагарина выглядит чистейшей авантюрой. Так что Ваша точка зрения №1 это просто корявое описание некоторых задач решаемых на этапе ПИ. А еще испытания проводят на этапах серийного производства для подтверждения качества и надежности. Вот это Ваша точка зрения №2. Каким будет план контроля серийных изделий определяют на этапе ОКР. Это могут быть и приемосдаточные испытания каждого экземпляра, и испытания отдельных образцов от партии, так называемые контрольно-выборочные. К слову к ПИ испытаниям допускаются изделия прошедшие ПСИ в объеме предусмотренном проектом ТУ. Таким образом, нету в Ваших точках зрения никакого взаимоисключения и нет никаких "логических нелепостей". Это Вы на себя наговариваете.
Yuriy> P.S. перегрев2, Вы признали что "на испытательных пусках подтверждают количественные показатели надежности (кстати не сильно слукавлю) ракетных систем", теперь Вам не отвертеться:
Yuriy> 1) Могут ли инженеры уверенно определить "количественные показатели надежности" без испытаний? (И если нет то тогда зачем проводят испытания???)
Вы сами то читаете, что пишите? "если не могут, то зачем проводят испытания???" Кстати в радиоэлектронике, например, испытания на надежность сплошь и рядом не проводятся. Надежность (количественные показатели) подтверждается расчетным путем.
Yuriy> 2) Проводили ли советские инженеры испытания американских ракет?
Yuriy, вот это Ваша попытка устроить примитивную логическую ловушку выглядит донельзя наивно и очень неуклюже.
Yuriy> 3) Могли ли советские инженеры определить, какие ДОЛЖНЫ БЫТЬ "количественные показатели надежности" американских ракет?
Уважаемый, требуемые показатели надежности задаются в ТЗ. А показатели надежности, для оценки чужой техники, принимаются как для своей. Знаете, работает.
Yuriy> 4) Можно ли уличить лжеца, сообщающего некий параметр, не зная, каким он ДОЛЖЕН БЫТЬ на самом деле?
Это Вас куда понесло? Это если Вы к надежности Сатурна выруливаете, то вообще не рядышком. Зачем кого-то уличать? Есть чужая конструкция, есть свой опыт и богатый материал по своим аналогичным конструкциям. для анализа мне совсем ненужны заявленые кем-то показатели
Yuriy> 5) Могли ли советские инженеры определить врут или нет американцы о "количественных показателях надежности" своих ракет?
Вот Вам формулировка понравилась! Давайте-ка уважаемый Yuriy, Вы сначала изучите применяемую в теме терминологию, а потом уж задавайте свои вопросы. А то Вы спрашиваете так, что вообще невозможно понять чего Вас интересует. Если Вас интересует ВБР ракеты, то ответ да, могут. Это просто математика. Кстати в ЭП обязательно делается расчет показателей надежности, и без всяких испытаний.