[image]

Минометные катера "Тип Я-5" и "Тип Я-6" (Ярославцы)

 
1 2 3 4 5
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

Сохранившийся в эксплуатации катер типа "Я" (предположительно Я-6) в Иркутском водохранилище. Вообще-то там два таких катера, но второй, "Белый ангел", сильно перестроен. В Москве было два таких катера. Один давным-давно затонул, второй, "Моряк" переоборудовали в прогулочный. Владелец меня как-то на нём прокатил ;) (он стоял на стоянке рядом с моим "Ярославцем" 376 проекта), правда это было лет 10 назад...

Фото: Василий Громов, Иркутск. (могу на космокарте показать где он стоит, у владельца вроде кое-какие документы сохранились).

1. Фото с носа.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.13.0.1
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

2. Фото с кормы. Видно, что катер довольно узкий. По сравнению с 376 проектом он конечно проигрывает. "Моряк" выходя со стоянки сильно кренился при манёврах, хотя новую надстройку ему построили не особо большую.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.13.0.1

Evgen

аксакал
★★★
Вот блин ! Сколько бывал в Туапсе , а "Яшку" ни разу не видел !
   7.07.0
RU Paul K. #15.02.2009 23:31  @Deniska Sergeevich#15.02.2009 18:00
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

P.K.> А кто что может сказать про катера типа Я-5М ? ГЕРОИЧЕСКАЯ СУДЬБА МИННОГО КАТЕРА МК-4

А, извиняюсь, пропустил, про Я-5М Deniska Sergeevich уже писал.

D.S.> на счет я-5 и я-5м. Вот есть такие данные
D.S.> http://www.flotily.ru/ships/view/32/500/
D.S.> судя по этим данным Я-5М отличался мотором и соответственно разница в скорости хода достигала 11,7 узлов (во что я верю с трудом)

Но на схеме МК-4 из статьи Чудновца А.Н. Я-5М больше похож на Я-6, так что явно отличия от Я-5 не только в двигателе.
   3.0.13.0.1
RU Deniska Sergeevich #15.02.2009 23:35
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

Paul K., огромное спасибо за помощь. Не ожидал такой бурной поддержки.
Ну издательство ведь где-то их напечатает? А мы купим этот журнал-книгу. Только сообщите о выходе, чтобы не пропустить.
 

Не пропустите. Причем издательство продает их за смешную цену (точнее будет продавать)
А почему это Я-6 деревянные? Где об этом сказано? На сайте завода-изготовителя об этом ни слова. Ярославский завод строил стальные катера.
 

а это я где-то в сети вычитал, что Я-6 деревянные были, а Я-5 стальные

Кстати там эта же фотография, что и в начале темы, зеркально перевёрнута. Какая из них правильная?
 

У меня таких фото аж 3 штуки с разных источников. На двух катер смотрит носом на право, на одной (та, что с заводского сайта) носом на лево. Определить можно по якорной нише (она была с одного борта, но блин... на разных фото памятников ниша с разных сторон: то с левого, то с правого борта). А вообще глазу приятнее носом на право.
А вот за фото памятников - отдельный низкий поклон и огромная благодарность.
теперь есть с чем поработать
   2.0.0.22.0.0.2
RU Deniska Sergeevich #15.02.2009 23:37  @Paul K.#15.02.2009 23:31
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

P.K.>> А кто что может сказать про катера типа Я-5М ? ГЕРОИЧЕСКАЯ СУДЬБА МИННОГО КАТЕРА МК-4
P.K.> А, извиняюсь, пропустил, про Я-5М Deniska Sergeevich уже писал.
D.S.>> на счет я-5 и я-5м. Вот есть такие данные
D.S.>> http://www.flotily.ru/ships/view/32/500/
D.S.>> судя по этим данным Я-5М отличался мотором и соответственно разница в скорости хода достигала 11,7 узлов (во что я верю с трудом)
P.K.> Но на схеме МК-4 из статьи Чудновца А.Н. Я-5М больше похож на Я-6, так что явно отличия от Я-5 не только в двигателе.

Вы можете в деталях описать отличия Я-5 от Я-6 (в этом вопросе вы "шарите", как когда-то говорил наш физик в универе)
Я так понял, что они внешне отличаются рубками
   2.0.0.22.0.0.2
+
-
edit
 
RU Deniska Sergeevich #15.02.2009 23:45
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

О, Я-5 от Я-6 габаритами отличался. Кстати, 371-й проект очень похож на Я-6 (и габаритами и конструктивно)
   2.0.0.22.0.0.2
RU Paul K. #15.02.2009 23:50  @Deniska Sergeevich#15.02.2009 13:39
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

D.S.> Что означает "М-8-М" - не понятно.

"Фронтовая иллюстрация" № 3-2005, "Реактивная артиллерия Красной армии 1941-1945". с.57
М-... - общее название всех реактивных установок и снарядов к ним (и подразделений, ими вооружёнными). Но вторая буква "М" явно опечатка, дальше должно было указываться количество снарядов. Например "М-8-24" на фото Я-5 с 70 стр. (выше приводил).
   3.0.13.0.1
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

Ой, картинка была слишком большая. А почему я здесь не могу редактировать свои сообщения?
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.13.0.1
RU Deniska Sergeevich #15.02.2009 23:59  @Paul K.#15.02.2009 22:34
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

P.K.> Памятники в ТУапсе и Таганроге (его фото во всех ракурсах можно найти в темах про "Памятники судам")
P.K.> http://fluger.org/photos/... [not image]
P.K.>


Эх.. пролистал всю тему про памятники и так не нашел фото во всех ракурсах. Если пнете в нужном направлении, то уду признателен
   2.0.0.22.0.0.2
RU Deniska Sergeevich #16.02.2009 00:03
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

я нашел только это
Памятники морякам,судам и морским традициям
но эти фото выкладывались в этой ветке
   2.0.0.22.0.0.2
RU Paul K. #16.02.2009 00:13  @Deniska Sergeevich#15.02.2009 23:45
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

D.S.> О, Я-5 от Я-6 габаритами отличался. Кстати, 371-й проект очень похож на Я-6 (и габаритами и конструктивно)

Ну конечно, как и на любой стальной катер с поперечным набором :D (например Костромич пр.Т-63 или 1606 ;) )
С габаритами ладно, по конструкции ничего не могу сказать - 376 проект облазил вдоль и поперёк, как-никак 10 лет с таким катером ковырялся (1950 г. выпуска). 371 проект (Адмиралец) стоит у нас в клубе (несколько штук) - особо конструкцию не изучал, незачем было, но можно к соседу сходить и полазить. А по "Я" помочь не могу - в пределах досягаемости таких катеров нет. Могу сказать только одно - кроме материала и типа набора между 371 и "Я" больше ничего общего. Они создавались в разное время, на разных заводах и по разным техзаданиям. У "Я" совсем другие обводы (хотя носовые похожи), в отличие от пр.371 палуба имеет развитый полубак, не имеет кокпита, нет такого выступающего киля в корме, как у 371, нет нижней опоры баллера и другая конструкция дейдвуда. Днище в корме у 371-го более плоское. Вообще тип "Я" больше всего похож на следующий катер Ярославского завода - 376 проект (что естесственно), преемственность конструкции (или одинаковые конструктивные решения) налицо.
   3.0.13.0.1
RU Paul K. #16.02.2009 00:21  @Deniska Sergeevich#15.02.2009 23:59
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

D.S.> Эх.. пролистал всю тему про памятники и так не нашел фото во всех ракурсах. Если пнете в нужном направлении, то уду признателен

Да? Странно, я вроде туда кидал всё. Я по этому катеру в сети много фоток нарыл - в фотоальбомах туристов. Чтобы вам не искать всё, я упаковал в один архив: 404 В свойствах фото есть ссылка на первоисточник.
   3.0.13.0.1
RU Paul K. #16.02.2009 00:27  @Deniska Sergeevich#15.02.2009 23:35
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

D.S.> а это я где-то в сети вычитал, что Я-6 деревянные были, а Я-5 стальные

Наверно что-то напутали, не могёт такого быть - "Я" обоих типов строил Ярославский завод, а он перешёл к выпуску цельносварных стальных катеров ещё в 1931 году. (см. сайт завода).
   3.0.13.0.1
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★★

P.K.> "Фронтовая иллюстрация" № 3-2005, "Реактивная артиллерия Красной армии 1941-1945". с.57
А у вас она в электронке есть?
   3.0.63.0.6
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

А по проекту ПМ-351 кто что может сказать? Я тут сделал картинку для сравнения - он очень похож на тип "Я", наверно это его послевоенная модификация, возможно производства другого завода.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.13.0.1
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

P.K.>> "Фронтовая иллюстрация" № 3-2005, "Реактивная артиллерия Красной армии 1941-1945". с.57
tramp_> А у вас она в электронке есть?

Да, я сам её в сети скачал. Но откуда уже не помню. Перезалил на "народ" :
404
Но есть ещё версия этой монографии в Польском журнале Wydawnictwo Militaria. Я уж не знаю кто у кого перепечатал, но в Польском журнале много современных фотографий реактивных установок (музейных).
404
   3.0.13.0.1
RU Deniska Sergeevich #16.02.2009 00:46
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

Могу сказать только одно - кроме материала и типа набора между 371 и "Я" больше ничего общего. Они создавались в разное время, на разных заводах и по разным техзаданиям. У "Я" совсем другие обводы (хотя носовые похожи), в отличие от пр.371 палуба имеет развитый полубак, не имеет кокпита, нет такого выступающего киля в корме, как у 371, нет нижней опоры баллера и другая конструкция дейдвуда. Днище в корме у 371-го более плоское. Вообще тип "Я" больше всего похож на следующий катер Ярославского завода - 376 проект (что естесственно), преемственность конструкции (или одинаковые конструктивные решения) налицо.
 

Хех. Я сижу и думаю: как так, ведь катера так похожи. А оказывается я номер проекта перепутал: не 371-й, а 351-й я имел в виду. Посмотрел я фото 371-го и вправду общего ничего :))

А вообще корпуса 351-го и Я-6 весьма похожи. По моим данным 351-й имеет длин 19,710 и ширину 3,4 м (Я-6 по данным из тырнета 19,8х3,4)
   2.0.0.22.0.0.2
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

Кстати, в Польском журнале установку на катере "Я-5" обозвали вообще "БМ-8-24", а у Макарова и Коломийца уже М-8-24, что наверно правильнее, так что скорее всего наше издание, это переработанная версия польского.
   3.0.13.0.1
RU Deniska Sergeevich #16.02.2009 00:50
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

Кстати, в Польском журнале установку на катере "Я-5" обозвали вообще "БМ-8-24", а у Макарова и Коломийца уже М-8-24, что наверно правильнее, так что скорее всего наше издание, это переработанная версия польского.
 

а в музее она называется 24-м-8
И вот такой у меня вопрос: сколько ж все таки было якорей на Я-5? На разных фото памятников их то 2, то один с левого борта, то один с правого борта....
   2.0.0.22.0.0.2
RU Paul K. #16.02.2009 00:54  @Deniska Sergeevich#16.02.2009 00:46
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

D.S.> Хех. Я сижу и думаю: как так, ведь катера так похожи. А оказывается я номер проекта перепутал: не 371-й, а 351-й я имел в виду. Посмотрел я фото 371-го и вправду общего ничего :))
D.S.> А вообще корпуса 351-го и Я-6 весьма похожи. По моим данным 351-й имеет длин 19,710 и ширину 3,4 м (Я-6 по данным из тырнета 19,8х3,4)

Точно :) Я тоже не понял, почему вдруг 371-й всплыл. А 351-й и вправду похож, но кроме данных из "Справочника по серийным транспортным судам" том 2, больше ничего по нему нет.
А вот что это за катер? Смахивает на Т-361, но тот был как раз деревянный, а этот, судя по ржавым подтёкам, явно стальной.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.13.0.1
RU Deniska Sergeevich #16.02.2009 00:58
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

и вообще... много информации - тоже плохо. Теперь я вообще запутался и не знаю каким фото верить, а каким нет. Памятникам как-то верится с трудом (особенно вооружение на них поражает), особенно в плане использования корпусов (нет гарантий, что использован именно корпус Я-5/Я-6, а не какого-то другого проекта, типа 351-го).
исторические фото тоже... даже на сайте завода и то... с ошибкой.
   2.0.0.22.0.0.2
RU Deniska Sergeevich #16.02.2009 01:01
+
-
edit
 

Deniska Sergeevich

втянувшийся

Точно :) Я тоже не понял, почему вдруг 371-й всплыл. А 351-й и вправду похож, но кроме данных из "Справочника по серийным транспортным судам" том 2, больше ничего по нему нет.
 

А как вы считаете вообще можно ли использовать, например, теорию 351 для Я-6?
Мое мнение - ДА
   2.0.0.22.0.0.2
RU Paul K. #16.02.2009 01:19  @Deniska Sergeevich#16.02.2009 00:50
+
-
edit
 

Paul K.

втянувшийся

D.S.> И вот такой у меня вопрос: сколько ж все таки было якорей на Я-5? На разных фото памятников их то 2, то один с левого борта, то один с правого борта....

Возможно это последствия ремонтов и модернизаций. Например на Таганрогском памятнике, в носовой части на днище вдоль киля наварен уголок - это не оригинальная деталь, это результат ремонтов, на мой Ярославец на Хлебниковском СРЗ точно так же и в этом же месте наварили уголок - когда катер стоит носом в берег, он это место протирает, а днищевые листы там приварены по бокам от киля, он чуть-чуть выступает, в отличие от средней части, где единый днищевой лист накрывает киль (т.е. сварного шва нет) - но это применительно к 376 пр. На "Костромичах" это место ремонтируют и усиливают так же.
На всех Ярославцах 376 пр. первых выпусков (1950-е годы) был один якорь и как раз на правом борту. Так что и на его предшественнике, "Я", скорее всего было так же (тем более завод-строитель тот же). Кстати на первых Ярославцах 376 проекта точно так же было одно перо руля без нижней опоры (и дейдвуд, судя по фото, был аналогичный), а позднее, на пр.376У уже ввели два якоря и два пера руля. Вообще конструкция винто-рулевого комплекса у них похожа, только у 376 после дейдвуда есть ещё один гудрич, т.к. вал более длинный.
Кстати, на схеме ПМ-351 изображён 3-х лопастной винт (и в описании указано, что винт 3-х лопастной), а на фото "Я-5" РККФ 25 - 4-х лопастной ;) Но это не факт - рядом на фото РККФ 25 виднеется "Ярославец" 376-го проекта, т.е. фото послевоенное. А значит при ремонтах могли просто поставить другой винт, от 376-го (какой был в наличии, как у нас обычно).
   3.0.13.0.1
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru