Из книги И.Спасского "Курск" После 12 августа 2000 г.
Лично я Спасского не люблю, но здесь он приводит выводы Госкомиссии а лично я им доверяю.
"Далее я опишу наше видение процесса гибели подводной лодки на основании версии, которая принята правительственной комиссией…
… версия гибели «Курска» звучит так: «По технологической причине, связанной с практической торпедой калибра 650 миллиметров» Жизненный путь этой торпеды выглядит следующим образом. Она изготовлена на АО «Машзавод» (Алма-Ата) и передана флоту в 1990 году. Общий срок службы торпеды —20 лет, средний ремонт — через 10 лет. С момента изготовления торпеда по прямому назначению (для практической стрельбы) не использовалась и впервые для стрельбы была передана с технической базы Северного флота на «Курск» 3 августа 2000 года.
В этой торпеде в качестве топлива применен керосин, а в качестве окислителя — высококон¬центрированная перекись водорода. Перекись водорода хранится в отдельном отсеке торпеды, ограниченном ее корпусом и поперечными переборками. Корпус торпеды выполнен из алюминиевого сплава. Резервуар перекиси водорода оборудован предохранительным и заправочным клапанами и системой контроля разложения пе¬рекиси, имеющей сигнальные устройства в 1-м отсеке и в центральном посту. В качестве уплотнительного материала применена специальная резина, имеющая ограниченный срок службы. В последнее десятилетие поставка уплотнительных колец выполнялась с большими трудностя¬ми. Хранение этих торпед как в практическом, так и в боевом вариантах осуществлялось с пус¬тыми резервуарами окислителя, но для сохранения качества внутренней поверхности их запол¬няли азотом. Перед заправкой резервуаров окислителем их, для проверки, предварительно заполняют слабо концентрированной переки¬сью водорода. В последние годы на Северном флоте при этой процедуре были забракованы че¬тыре торпеды из-за появления протечек в мес¬тах сварных швов. При осмотрах швов обнаруживали раковины глубиной до 5 миллиметров. В период эксплуатации торпед зафиксированы случаи протечек окислителя в местах уплотне¬ния и через предохранительные клапаны.
Необходимо иметь в виду, что при транспортировке торпеды от технической базы, при ее погрузке на подводную лодку и загрузке в тор-педный аппарат корпус торпеды, даже при самых идеальных условиях выполнения этих операций, несет определенные нагрузки, в ос¬новном изгибные. Это обстоятельство может существенно повлиять на развитие скрытых дефектов в швах корпуса торпеды и вызвать протечки перекиси. Если предположить, что в течение восьми дней нахождения большой практической торпеды на стеллажах в отсеке протечки были не обнаружены, то это значит, что негерметичность появилась и развивалась после погрузки торпеды в аппарат, которая осу¬ществляется обычно за три часа до стрельб.
Протечки перекиси, попадая в кольцевой зазор (пространство между корпусом торпеды и корпусом торпедного аппарата), в основном концентрируются в этом районе в нижней час¬ти аппарата и могут вызывать возгорание смаз¬ки, капроновых направляющих дорожек и лакокрасочного покрытия торпеды. Естественно, при этом происходит повышение температуры с распространением ее в верхнюю часть кольце¬вого зазора. При исследовании поднятого со дна моря фрагмента верхней части корпуса торпе¬ды, идентифицированного как фрагмент отсека перекиси водорода, на его внешней поверхнос¬ти выявлены следы температурного воздействия величиной 450 — 500°С. Такая температу¬ра, даже локального характера, вызывает ин¬тенсивное разложение перекиси водорода в ре¬зервуаре с повышением давления в нем. При давлении в 22 атмосферы срабатывает предох¬ранительный клапан, и продукты разложения перекиси (газожидкая фракция), в основном кислород, попадая в зону горения, усиливают данный процесс.
Все это вызывает еще большее динамиче¬ское разложение перекиси и дальнейшее повышение давления в резервуаре, в результате чего наступает момент, когда перекись достигает состояния, при котором происходит мгновенное Объемное разложение всей массы этого ве¬щества и пикообразное повы¬шение давления до очень боль¬ших величин. Корпус резерву¬ара, имея хорошую пластичность материала, раздувается до очертаний внутренней поверх¬ности - торпедного аппарата, и при давлении около 140 атмосфер происходит разрушение переборок резервуара. Фрагменты разрушен¬ной носовой переборки резервуара буквально выстреливаются в носовой отсек торпеды, раз¬рушают хранилище керосина и 80-литровую воздушную емкость с давлением в 200 атмо¬сфер. Происходит очень эффективное смеше¬ние керосина, кислорода и воздуха (все эти компоненты представлены в достаточно боль¬ших количествах), причем все это протекает в герметичном объеме корпуса торпеды, что в итоге вызывает так называемый тепловой взрыв.
Многочисленные эксперименты, прове¬денные РНЦ «Прикладная химия» в условиях полигона, имитирующие различные варианты процесса, происходящего в торпеде калибра 650 миллиметров, показали, что конечный эффект сильно зависит от условий процесса.
При эксперименте в случае герметичного объема и сама установка, и окружающие предметы в радиусе около 25 метров были основательно разрушены.
Во втором случае (при негерметичном объеме) все это завершалось небольшим фейерверком.
Итак, факт теплового взрыва в результате взаимодействия окислителя и топлива большой торпеды калибра 650 миллиметров имел место. Мощность этого взрыва оценивается достаточ¬но большой величиной и в количественном вы¬ражении составляет около 150-200 килограм¬мов тротилового эквивалента.
Взрыв полностью разрушил торпедный ап¬парат № 4 и часть носовой оконечности лодки в этом районе. Фрагменты торпеды, торпедного аппарата и конструкций носовой оконечности найдены на дне на расстоянии около 70 метров за кормой лежавшей на грунте погибшей под-водной лодки, то есть в районе взрыва.
Одновременно воздействие взрыва, на¬правленное в сторону кормы, привело к разру¬шению казенной части торпедного аппарата. Фрагменты конструкции вместе с частью эле¬ментов большой торпеды со скоростью около 200 метров в секунду, разрушая все на своем пути, достигли переборки между 1-ми 2-м отсе¬ками, где впоследствии они и были найдены. Летящая масса металла (около 3 тонн) одно¬значно разрушила аналогичную боевую торпе¬ду калибра 650 миллиметров, лежавшую на ее пути на стеллаже, что привело к выбросу из этой торпеды в отсек полного объема перекиси водорода и керосина. Боевой заряд торпеды разрушился, но не сдетонировал (в дальнейшем он по кускам был найден почти полностью).
Через разрушенную казенную часть тор¬педного аппарата в 1-й отсек взрывом было выброшено большое количество газообразного кислорода (продукт разложения перекиси водо¬рода) и керосина в дисперсном состоянии. Од¬новременно через это разрушение в отсек из за¬бортного пространства хлынул водяной поток (до 3 кубических метров в секунду).
Взрывной характер поступивших в 1-й отсек газов вызвал в нем мгновенное повышение давления, по расчету до 40 атмосфер, что выве¬ло из строя личный состав не только 1-го отсека, который мог быть выведен также механически¬ми воздействиями, но и личный состав 2-го от¬сека. Переборочная дверь во 2-й отсек была закрыта, а переборочные захлопки системы вентиляции открыты (зафиксировано осмотром в доке), и через них пневмоудар прошел во 2-й отсек с пиком давления в нем до 3 атмосфер. Как известно, для человека критическим явля¬ется повышение давления около 1 атмосферы за 1 секунду, что вызывает баротравму легких.
После теплового взрыва, который произо¬шел 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут, в 1-м отсеке в течение 138 секунд шел очень слож¬ный физико-химический процесс.
Лодка за это время, приняв в 1-й отсек большое количество воды, получила дифферент на нос и под углом приблизительно в 26 градусов двигалась в направлении дна. Движение происхо¬дило по инерции, так как реакторы автоматиче¬ски были заглушены из-за потери электропита¬ния. Аварийное продувание балластных цистерн в этот момент выполнить было уже некому. Ори¬ентировочно через 76 секунд лодка достигла дна и, «пропахав» в течение 24 секунд по нему носо¬вой частью расстояние в 30 метров, остановилась, зарывшись в грунт приблизительно на 2,5 метра. Второй взрыв произошел через 36 секунд после остановки, когда лодка уже лежала с небольшим дифферентом на дне без движения.
Этот взрыв оторвал носовую часть лодки по району 12-го шпангоута, то есть примерно посередине 1-го отсека, что окончательно смогли определить только после ее подъема. Разруше¬ние этого района имело масштабный характер, большое количество элементов конструкций и оборудования оказалось разбросанным на дне моря вокруг носовой части лодки.
Какой же процесс шел в 1-м отсеке, что вызвало такой мощный взрыв? По оценкам, взорвалось около десяти торпед, а это половина находившегося на борту боезапаса. Взрыв в це¬лом произошел за какую-то долю секунды, од-нако абсолютной одновременности этого взрывного процесса не было.
Следует также заметить, что первый из этой серии взрывов однозначно был детонирующим для последующих взрывов торпед, так как какие-либо силовые воздействия в этот момент уже отсутствовали. Наиболее вероят-ной, а скорее всего, и единственной причиной его было тепловое воздействие. Напомню, что в 1-й отсек была выброшена газообразная смесь, которая создала в нем давление не ме¬нее 40 атмосфер, а в результате объемного воз¬горания паров керосина — высокую температуру.
По оценкам «Рубина», температура была около 1200°С, некоторые институты оценили ее при¬мерно в 5000°С. Добавление большого количе¬ства перекиси водорода и керосина от разру¬шенной на стеллаже боевой торпеды большого калибра усугубили и несколько растянули этот процесс во времени. Боевые заряды торпед на стеллажах получили интенсивное тепловое воздействие, при продолжительности которо¬го в течение двух минут происходит взрыв, что было проверено опытами…"