Отчет об испытаниях ракеты "Кряква-2".
Всего было произведено 6 испытательных запусков и два экспериментальных - с прототипом разгонной ступени.
Все испытания прошли успешно.
Система выбрасывания парашюта с оптическим датчиком ориентации срабатывала безупречно.
Высота полета во всех запусках, кроме первого, была достаточной для погашения скорости парашютом.
Конструкцию узла БРЭО считаю пригодной для повторения.
Высота полетов оценивалась визуально с вершины 80-метрового бугра и составляла 70...120 метров.
При запусках обнаружилась утечка в пусковой установке, которая препятствовала достижению давления более чем 3,5 атм в запусках номер 1 и 2.
Утечку удалось ликвидировать в полевых условиях, запуски с номерами 3...6 выполнялись с давлением 5-6 атм.
По сравнению с предыдущими полетами, были выполнены следующие изменения.
- объем ракеты увеличен с трех до 4,5 литров, габаритная высота изделия составила 1350 мм.
- переработан
отсек БРЭО, с уменьшением веса на 80 граммов, переходом на этажерочную конструкцию из капроновых стоек, жестким отсеком для фотоаппарата и энергопоглощающим объемом над ним.
- вместо одного неподвижного зацепа на корпусе и двух на откидном люке использованы два неподвижных зацепа и один на откидном люке. При этом отключение привода чеки происходит не в момент откидывания люка, а после полного вытягивания чеки.
- тросик чеки выведен через круглое отверстие с оплавленной кромкой.
- установлена скоба-фиксатор сопла, предотвращающая продавливание сопла внутрь.
Первый запуск производился с разгонной трубкой длиной 1 метр, остальные - с разгонной трубкой длиной 0,7 м.
Первый запуск.
Вследствие недостаточного давления (3,1 атм - травил шланг) и избыточного количества заправленной воды (1,5 л вместо 1 л),
тяжелая ракета медленно сходила с направляющей, не набрав аэродинамически устойчивой скорости.
После схода с направляющей от сильного порыва ветра ракета получила вращающий момент и разгонялась под углом 30 градусов к горизонту. Апогей составил не более 35 метров, дальность полета - порядка 100 метров.
Система спасения сработала штатно, но парашют размотался и раскрылся всего в 4-х метрах от земли.
При ударе об землю деформировались энергопоглощающие элементы и треснул верхний шпангоут - без ущерба для функционирования ССР.
Второй запуск.
Была заменена разгонная трубка и изменена процедура заправки - заливалось точно отмеренное количество воды.
Несмотря на недостаточное давление (3,5 атм), ракета взлетела вертикально на высоту примерно 60 метров.
Система спасения сработала штатно, парашют раскрылся на высоте не менее 15 метров и погасил скорость.
Третий запуск.
При заряжании удалось локализовать утечку. Сброс давления осуществлялся не саперной лопаткой, а специально предусмотренным разъединением. После устранения утечки в полевых условиях был произведен пуск с давлением 5 атмосфер. Наблюдатель с 80-метрового бугра доложил, что ракета поднялась несколько выше. Система спасения сработала штатно, парашют раскрылся на высоте не менее 50 метров.
Запуск 4.
Выполнялся с давлением 6 атмосфер. Отмечен быстрый старт. Ракета поднялась заметно выше бугра, парашют раскрылся выше бугра.
Запуски 5 и 6.
Выполнялись с давлением 6 и 5,5 атмосфер. Съемка велась со штатива.
Наблюдатель спустился с бугра и пил коньяк.
Во время пятого запуска ракета "зависла" в апогее точно над испытателями - после раскрытия парашюта раздался нервный смех и вздохи облегчения (микрофон работал и все записал).
На шестой запуск не хватало воды, использовали остатки кофе из термоса.
Итоги.
И1. Достигнута статистическая надежность срабатывания ССР с механизмом выброса парашюта через боковой откидной люк.
И2. Схема крепления парашюта к ракете проявила себя удачно.
И3. Оценены особенности полета водяной ракеты с малым запасом по тяге - плавный старт и высокая чувствительность к перегрузам.
И4. Получен богатый видеоматериал по полетам с "тонким" соплом - подлежит обработке.
И5. Визуально наблюдался процесс разматывания клубка с парашютом длительностью до одной секунды.
И6. Опробована пусковая установка с промышленным шланговым захватом.
И7. Разработана технология установки ракеты на пусковую без потерь точно отмеренной заправленной воды.
Выводы.
1) Доработать пусковую установку, исключив утечки давления.
2) Необходимо доводить стартовое давление до 7 атмосфер.
3) Желательно изучить способы упаковки парашюта, уменьшающие время его разворачивания.
4) Плату датчика ориентации можно тиражировать.
5) Ракету можно запускать с бортовым фотоаппаратом.
6) Следует как можно быстрее изготовить бортовой высотомер. Бугорный метод дает большую погрешность.
7) Можно приступать к постройке двухступенчатой ракеты "Пеликан".