Ylytch>> Так она не то чтоб дорогая и тяжелая, у нас ее тупо нет и не было...
Capt(N)> сорри за офф,но почему-то вспомнилось,что И. Ползунов, делая первую паровую машину, проверял зазоры в ней екатерининским пятаком, толщина которого достигала 6 мм. ....
Не надо грязи!
Уатт и чуть ли не Стефенсон именно так проверяли качество поршней - и очень гордились, если в щель пенс или что там у них было под рукой, влезал впритирку
Да, а толщина пятака 6 мм не достигала - вот сейчас специально вытащил екатерининский пятак - он миллиметра 4, от силы 4,5 (а пенсы тех времён немногим меньше, пожалуй).
Так что байку изначально рассказывают именно про Уатта, и если так делал и Ползунов (а почему бы и нет), то это лишь показатель общего технологического уровня эпохи
Например, Уатт был мастером по изготовлению научных приборов. Для того чтобы понять, что даже такой человек, как Уатт, должен был ждать благоприятного момента, прежде чем смог применить точность техники изготовления часов к более обширной области, мы должны вспомнить, что, как я уже отмечал выше, критерий пригодности поршня для цилиндра, согласно Уатту, состоял в том, чтобы тонкая шестипенсовая монета едва-едва могла пройти между поршнем и цилиндром.
А шестипенсовик тех времён - это примерно такая вот штука:
(для масштаба - диаметр 21 мм, масса 3 г; то есть сам он, конечно, не очень толстый, бо серебро, а не медь, но тем не менее)