Извините, я не успеваю за вами
Покопался в своих записях и восстановил основательно подзабытое. Каюсь, я был неправ, когда говорил о подъеме ракеты на десяток сантиметров перед запуском основного блока. Основной блок запускается при прохождении ракетой примерно половины длины шахты. Итак, как выглядит старт Р-29РМ:
1. В колокол запускаются две камеры рулевого блока (РБ), с некоторой задержкой запускаются остальные две камеры. Ракета удерживается на пусковом столе, давление парогаза под ней растет.
2. При достижении определенного уровня давления разрывается удерживающая связь, ракета отрывается от стола и начинает движение по шахте за счет поршневой силы и тяги РБ.
3. При прохождении примерно половины длины шахты запускается основной блок.
4. По мере движения ракеты в шахте основной блок выводится на максимум плавным увеличением массового расхода топлива.
5. Ракета выходит из шахты.
Бяка> Ещё ни разу, никто, на этом форуме, не оскорбился на обращение "Вы". Вот на "Ты" - оскорблялись.
Возможно и так. Я судил по правилам:
6. На форумах Авиабазы я стараюсь поддерживать дух своеобразного клуба. Наиболее близкий аналог - ФИДОшные эхоконференции. И, традиционно, в таких клубах не принято общение "на Вы". Это подчёркивает дистанционируемость от собеседника, которая чужда духу нашего общения. Как в своё время шутили в ФИДО, "у нас "на Вы" прееходят в тех случаях, когда в реальном общении уже били бы морду".
Предлагаю придерживаться этого варианта, если не против.
Бяка> А я слышал, что дело не в воле заказчика, а в технических проблемах.
На Д-5 проблема была не с надводном старте как таковом, а в серьезном ограничении по допустимому волнению моря. Не смогли выйти на заданный ТЗ уровень и для этого комплекса стрельба допускалась при волнении только до 5 баллов. Р-27 изначально создавалась как противокорабельная для вооружения малых лодок пр.705Б и была серьезно зарезана ТЗ по весу и габаритам комплекса, в таком виде она и перешла на 667-й проект. А так, было бы желание заказчика, то могли бы внести возможность надводного старта. Но исключительно в штиль
Других проблем с надводным стартом не было бы. Что подтверждается тем, что Р-27 и Р-27К испытывали и с наземных стартов в Капяре.
Бяка> Стрельба во льдах...
Право слово, надо же смотреть на характеристики комплексов. Изначально Р-27 имела дальность не более 2500 км и при старте от полярной границы Канады это ограничивает поражаемую площадь США исключительно Аляской. Какая уж тут "стрельба во льдах". К тому же, до появления лодок пр.667Б высокие широты для наших комплексов были противопоказаны. Как по возможностям самих лодок (поиск свободной воды, определение толщины льда и пр.), так и по возможностям РК (навигация и коррекция). Первая залповая стрельба в ледовых условиях была проведена в начале 80-х комплексом Д-9У, а допустимые координаты пуска расширили до 89 гр. с.ш. только в конец 80-х, на Д-9РМУ.
Бяка> Только запуск турбоагрегатов - процесс не регулируемый по времени. Они сразу запускаются на полную мощность.
Есть несколько способов плавного изменения угловой скорости турбины. Достаточно взять любой учебник по ЖРД, к примеру: Овсянников Б.В., Боровский Б.И. "Теория и расчет агрегатов питания жидкостных ракетных двигателей" и прочесть главу 5.2 "Регулирование насосов и турбины ТНА". Отсканированный вариант есть в интернете, достаточно забить в поисковик название и авторов.
Бяка> А теперь подсчитайте давление
Для какой ракеты "расчет"? По диаметру в 1,8м предполагаю, что что-то из семейства Р-29 (Д/ДУ/Р/РЛ/РК/РКУ), но хотелось бы точности. Поскольку остальные параметры точно не от реального РК
Ниже посмотрите какую температуру имеет парогаз.
Бяка> Судя по всему, сведения, о технологии пуска под водой, что дают в открытой печати, полная лажа.
Смотря в какой печати. Не нужно смотреть заведомые "мурзилки" и Широкорада. Есть немало публикаций КБМ/ГРЦ, но увы, они мало доступны.
ezzzik>> Если речь о 3М65 (Р-39), то это ракета совсем другой идеологии. С огромными размерам и весом. С ТТРД, чей корпус расчитан на высокие давления. Конструкторам пришлось решать иные проблемы, что привело к иным решениям, чем на ракетах с ЖРД. Бяка> Вы забыли, что "Сатана" тоже жидкостная ракета. Не расчитанная на высокие давления. А вот опоры поставили прямо на неё.
Не стоит сравнивать теплое с мягким. При чем тут наземные ракеты? Им не надо стартовать при встречном напоре воды без ограничений по качке. И 50 метров воды они не проходят.
Бяка> Просто иное техническое решение.
Так я про это и говорю. Каждое техническое решение в комплексе имеет под собой серьезные обоснования. Применение сбрасываемого пояса на Р-39 было продиктовано иными причинами, нежели на наземных ракетах. Перенос амортизации с ракеты на шахту в Р-29 позволил уложится в требования ТЗ по допустимому волнению в 8 баллов.
Бяка> Мне просто интересно знать причины принятия определённых технических решений.
Причина одна - максимально выполнить требования ТЗ и так, что бы остался задел на последующую модернизацию, а конкретные технические решения рождались как у классика:
И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, Бог изобретатель.Бяка> О том, что подьём ракеты, под водой, может быть легко произведён на рулевых движках - это я первым высказал эту мысль.
Допустим, возможно под водой вывести ракету из шахты на рулевых (хотя это возможно только при отсутствии волнения на море и околонулевой скорости лодки). Ракета выходит из шахты не в воду, она выходит в пузырь из газов прорвавшихся через кольцевой зазор, а плотность этого пузыря существено ниже плотности воды. Как только ракета выходит из шахты пузырь резко возрастает за счет газов наполнявших шахту. Тяги рулевых будет недостаточно для подъема и ракета опустится обратно на лодку. Допустим, лодке повезло и ракета не ударяется об нее, но что будет после всплытия ракеты к поверхности? Из воды ракета на рулевых не выйдет. Так когда и как запускать основной блок без гидроудара, которого ты так опасаешься?
Бяка>А вот при надводном старте такой номер просто не пройдёт. Они не приподнимут ракету ни на сантиметр. В кольцевом зазоре всего 7,5т воды.
Ракета выходит из шахты не только за счет давления парогаза, но и за счет тяги двигателя. Не учитываете сопротивления потоку элементов системы амортизации. В общем, "на пальцах" такие вещи расчитать практически невозможно.
Бяка> К тому же, Вы постоянно забываете, что это мокрый старт. И вокруг ракеты нет кольца обтюрации ( а вот у ПАДа - есть)
Вообще-то, у той же Р-39 больше кольцевой зазор. И зазоры между элементами амортизации значительно больше, чем у Р-29 (у Р-29РМ все зазоры еще меньше). Достаточно взглянуть на фото шахты Р-29 с открытой крышкой и на фото Р-39 с "обвесом". Значит, у Р-29 выше гидродинамическое сопротивление воды выходящей через кольцевой зазор. Что бы его учесть, надо хорошо изучить гидродинамику и поставить не один десяток опытов на стендах ГРЦ.
И еще раз напомню, на Р-27 и Р-29 нет системы аварийного выброса ракеты, для последней она была только на стадии эскизных проработок и для старта в капсуле.
sas1975kr> Ежик, моя уверенность в своей правоте возросла с 90% процентов до 99%. Но дабы исключить этот 1 процент сомнений, не могли бы вы бросить ссылку? Очень обяжете.
Я так понимаю, что речь о запуске основного блока в шахте? Начнем с самых доступных. "СКБ-358. КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им. академика В.П.Макеева", ISBN 5-902975-10-7. Данное издание доступно в электронном виде на сайте
МАКЕЕВ , но там очень плохая навигация, каждая страница в виде отдельной JPEG-картинки. Если нужно, могу предоставить PDF (130Мб).
стр.36 (о моделировании подводного старта Р-21)
"
Методы расчета динамики движения ракеты в шахте при подводном старте и параметров сопутствующих процессов основывались на математической модели, предложенной А. К. Кузнецовым. Базовыми положениями этой модели, обусловленными энергетическими соображениями и результатами немногочисленных экспериментов, стали: газовая струя двигателя мгновенно охлаждается до температуры воды (Т=300 К); кроме охлаждения, существуют и другие необратимые потери энергии газов (растворимость, конденсация паров воды), принятые равными 0,4 на основании анализа состава продуктов сгорания; величина эффективной энергоемкости продуктов сгорания (ИТэф) двигателя ракеты Р-21 была определена равной 6000 единиц. Основополагающий отчет по этому вопросу был выполнен А.К.Кузнецовым, Ю.Г.Ренжиным и С.В.Шахрисом. В отчете, кроме указанных допущений и необходимых констант процессов, была приведена математическая модель динамики подводного старта, выдвинута идея запуска маршевого двигателя в объем воздушного колокола и схема его организации в затопленной морской водой ракетной шахте подводной лодки. Особо важно то, что принятые допущения и выдвинутые идеи блестяще подтвердились при натурной отработке и были реализованы в первой отечественной боевой ракете с подводным стартом Р-21."
стр.168 (о моделировании развития аварий при пуске Р-29)
"
Реализация аварий в обоих пусках происходила при параметрах работы двигательных установок, близких к расчетным. Запускался рулевой блок, ракета отрывалась от переходника и начинала движение в шахте. В процессе движения запускался основной блок и при выходе его на режим происходило разрушение по ослабленным местам. Окислитель или горячие газы с избытком окислителя начинали поступать под давлением в бак горючего первой ступени. В результате взаимодействия компонентов топлива давление в баке резко возрастало, что вызывало его разрушение. В это время плоскость разделения ступеней ракет и вторые ступени ракет находились вне шахты."
Если этого недостаточно, то буду искать другие источники. Где-то точно встречалось прямое указание на плавное увеличение массового расхода компонентов на основном блоке, но перерывать всю имеющуюся литературу...
Wyvern-2> Не надо смотреть на "Штиль" - из за не оптимальности траектории вывода и циклограмм работы двигателей, наследства от МБР-овского прошлого, он выводит от силы 20-30% от возможного по его энергетике.
Даже при этом, его возможности как РН больше упираются в свободные объемы, как уже тут справделиво отмечали. А то, что любая современная МБР/БРПЛ оптимизируется по иным параметрам, чем РН - это само собой.