Karev1> Может быть достоверна, может быть нет. Сам лично встречал в Вики откровенную ложь. Поэтому и говорю, что прямые ссылки на Википедию - недопустимы.
В данном случае в Википедии написана правда.
Karev1> Почему нет? Вы производите впечатление компетентного человека. Почему бы вам не иметь контактов с участниками разработки или членами комиссии.
Один из моих учителей принимал непосредственное участие работе комиссии по Н-1. Именно от него я услышал фразу: "Все знали, что надо говорить, но никто не знал, что надо делать". Со слов очевидцев, все интуитивно понимали, что проблема ракеты-в очень необычном, непонятном процессе вибронагружения конструкции.
Karev1> Не охота сейчас искать цитаты. Все подробно описано у Чертока в томе "Лунная гонка". Вечером могу глянуть в бумажную книгу. Трубки были, кажется к датчикам давления. Сам Черток, правда считает, что взрыв произошел по вине двигателя (в 4-м пуске), но и версию пожара упоминает. Лично мне она кажется вполне допустимой.
Разрушение импульсных трубопроводов-первый признак больших вибраций. Именно эти элементы наиболее уязвимы в условиях высоких вибрационных нагрузок. Причем ловятся такие дефекты только при натурных испытаниях. Т.е на стенде двигатель будет работать без проблем, а в объекте у него поотлетают трубки, с потерей герметичности и течью компонента.
Karev1> Лучше б вы проиллюстрировали на примере РД-270 - аналоге Ф-1. Как я понял из ваших слов, одна из причин того, что Глушко так сильно поднял давление в РД-270 и пошел на схему газ-газ - это уменьшение размеров КС до приемлемых тогдашнему производству?
Karev1> Если я не так понял, то поясните зачем эти рассказы про размеры РД-170. Не могли бы вы сравнить характерные размеры Ф-1 и РД-270 и показать, что освоить размерность подобную Ф-1 мы тогда не могли??
Сделку "газ-трубы" помните? Помниться тогда в СССР не умели делать бесшовные трубы большого диаметра. Знаете как делают такую трубу? Берут лист металла с необходимой по условиям прочности толщиной. Потом на специальном штампе в центре листа делают круглую вмятину, потом еще раз, на другом штампе и еще, пока не образуется деталь именуемая в просторечьи "банан" (или другим словом, тем как в просторечьи именуют презервативы) нужной длины и диаметра. Сопровождается эта операция специальной термообработкой для снятия напряжений (в случае "холодной" вытяжки, бывает еще "горячая"). Потом с двух концов обрезают и получают трубу. Так делают бесшовные трубы для газоводов ЖРД. Сопло и КС формуют примерно таким же образом. Берут лист и на специальной оправке ее в специальном стане раскатывают, получают вогнутую поверхность, потом термобработка, потом следующий переход, уже на другой оправке, и так до тех пор пока не получат профилированую стенку (наружнюю или внутреннюю). Внутреннюю еще потом и фрезеруют. Называется эта технология-ротационная раскатка. Бывает холодная ротационная раскатка и горячая. Процедура эта требует длительной и нудной отработки. Два острых момента: изготовление оправок требуемой точности, их несколько, и отработка режимов термобработки после каждого цикла. Понятно, чем формуемая деталь больше, тем сложнее все это реализуется. Напомню просто трубы в куда более поздние времена в СССР делать не умели. Профилированое сопло-штука куда более сложная чем труба. Нет?
В качестве примера. Освоение технологии ротационной раскатки и пайки камеры РД-191 на Воронежском механическом заводе, после передачи производства с самарского "Моторосторителя" заняло три с лишним года. И это серийная камера изготавливаемая более 20 лет. А что говорить, а новой, только спроектированой? Трубчатые камеры мы делать никогда не умели, поэтом выход был один-повышать давление в КС и уменьшать размеры камеры. Но давление в КС нельзя повышать бесконечно, главным ограничением будут величины тепловых потоков в такой КС. Все, что мы тогда могли осилить-150 атм давления в КС. Вот два ограничения и определили отставание СССР в создании ЖРД большой тяги