Облик и место перспективного морского минного оружия
....
Во-первых, нужно стремиться не к паритету, а к сдерживанию. Паритет и сдерживание - концепции совершенно разные. Основы теории сдерживания Лиддела Гарта свидетельствуют о том, что слабейшая сторона способна сдержать агрессию, если обладает средством, придающим сознание безопасности даже в условиях значительного численного превосходства противника. Иными словами, на современный лад, им является неядерное средство нанесения неприемлемого ущерба. И какое же средство угадывается за этим определением? Может быть, есть и другие, но морское минное оружие угадывается точно.
Во-вторых, известен закон развития великой Природы, который должен стать для нас принципом: если одна из противоборствующих сторон неминуемо проигрывает, то выход из катастрофы состоит в отказе от прямого противоборства, от стратегии сокрушения, и переходе к стратегии измора, в переходе от борьбы между группировками сил к непрямым действиям с применением оружия и средств, которыми противник либо не располагает, либо не в состоянии их применять. И какое оружие, какие средства здесь опять угадываются? Очевидно это снова - морское минное оружие. Действительно, в интересах ли ударных группировок противника, действующих против берега, применять минное оружие в районах своего будущего господства? Хотя минное оружие - и оборонительное, и наступательное оружие, все же оборонительная функция минному заграждению более свойственна как постоянно действующему средству.
И чем раньше мы осознаем то обстоятельство, что морское минное оружие (если существует возможность его превентивного применения), в силу длительности его воздействия способно придать сознание безопасности даже в условиях значительного численного превосходства противника, тем легче выйдем из труднейшего положения. Ставшее традиционным, положение России как страны, в строительстве флота постоянно находящейся в роли отстающей и догоняющей, может быть решительно изменено путем упреждающего перехода к непрямым военным действиям.
Главные условия целесообразности и привлекательности непрямых действий в сдерживании агрессии состоят в их экономической и военно-технической доступности, а также в наличии оперативного эффекта. Не следует отказываться от развернутой кораблестроительной программы на перспективу. Но следует дополнить ее так, чтобы создать условия сдерживания агрессии уже завтра.
Эти условия выполняются, если в состав ударной системы ВМФ включить морскую минную систему морского и континентального базирования, транспортного и дистанционного минирования
Новое и приземленное, в соответствии с программой-минимум, состоит в том, что должна быть создана или получить скачок в развитии традиционная морская минная система морского (корабельного и авиационного) базирования и транспортного (корабельного и авиационного) минирования. Она должна ориентироваться на запасы морского минного оружия, созданные к настоящему времени и способные служить еще много лет. Она должна опираться на экономически и военно-технически доступную обязательную целевую ориентацию вновь строящихся кораблей и самолетов на выполнение минных постановок и на привлечение к минным постановкам судов гражданских ведомств.
Новое и перспективное, в соответствии с идеей-максимум, состоит в дополнении традиционной морской минной системы новым компонентом - перспективной ракетной системой дистанционного минирования (РСДМ). Подобно тому, как мировое строительство и применение летательных аппаратов все более склоняется к беспилотным средствам, так и ракетная система дистанционного минирования ориентируется на отказ от весьма затратного по средствам, трудоемкого и проблематичного по боевой устойчивости транспортного минирования кораблями и авиацией ВМФ.
Ракетная система дистанционного минирования континентального базирования, подобная известным армейским системам:
- обеспечит постоянную готовность, возможность быстрого развертывания, оперативного перенацеливания и сосредоточения усилий на выявляемых направлениях и маршрутах сил противника, а также превентивного закрытия маршрутов и районов, подозрительных на возможность их использования противником, создания угрозы поражения корабельных сил агрессора во всех оперативно важных районах, независимо от их географии, доступности или недоступности для применения корабельных и авиационных сил общего назначения;
- обладает более высокой боевой устойчивостью, меньшими требованиями по всем видам обеспечения, затратам на базирование, содержание и применение;
- по известным оценкам многократно дешевле создания равноценных по возможностям минно-заградительных сил.
В сочетании с ударной ракетно-торпедной системой, РСДМ синтезирует боевую систему ВМФ, в которой ракетно-торпедная ударная система играет роль системы поражения «здесь и сейчас», ориентированной на реализацию стратегии сокрушения, а ракетная минная система дистанционного минирования - роль системы превентивного и долговременного воздействия, ориентированной на стратегию измора.
Оперативная мобильность континентальной ракетной системы дистанционного минирования впервые выводит морское минное оружие из облика системы инертной, неповоротливой, создающей своим силам массу трудностей и опасность плавания, требующей больших затрат сил и времени. Взамен придавая ей весьма привлекательные черты системы оперативного управления военно-морской географией, системы, снимающей с сил флота бремя минных постановок, выполняющей задачу созданием лишь угрозы поражения.
Так морское минное оружие приобретает характеристики ракетной ударной системы.
Морские минные заграждения, создаваемые с применением ракетной системы дистанционного минирования, с учетом современных и перспективных технологий, должны быть оперативно дистанционно управляемыми, с их произвольным переводом, по сигналам управляющего КП, из состояния «безопасно» в состояние «опасно» и обратно, а по окончании военных действий в состояние «ликвидация». Свобода плавания своих кораблей и судов в военное время и никаких послевоенных тралений!