kotbayun> Это якорный битенг(слева)...
Спасибо Константин. Вы, как всегда, спешите на помощь, за что я Вам весьма признателен.
Но якорный битенг, который Вы описываете, это другое устройство (см. рис.). На предложенных рисунках - XV в.-нач. XVI в.: на левом рисунке - зарисовка с подлинной модели каталонского нао 1450 г. из музея в Роттердаме. На правом - бронзовый рельеф, датируемый 1514 г., в Падуе.
Генрих Винтер писал: "...существует приблизительно дюжина старинных рисунков, на которых изображен бак и на нем совсем иное приспособление: иногда прямая, а в большинстве случаев изогнутая вверх поперечная балка, концы которой проходят через борта. Обращает на себя внимание и изогнутая вверх балка судна, изображенного в итальянском судостроительном трактате 1445 г. Изогнутая балка установлена и на часто упоминаемой роттердамской модели".
Обратите внимание, что горизонтальная балка не имела ни проходов по бокам, ни вертикальных столбов вокруг которых можно было бы обмотать якорный канат.
А о кран-балках - крамболах (исп. serviolas) Винтер пишет, что напрасно искал их на изображениях судов до 1500 г.
Следующим этапом была прямая горизонтальная балка круглого сечения от борта до борта, которая вращалась и работала как ворот у колодца (см. рис.). Это уже прообраз горизонтального шпиля - брашпиля, который появился лишь в XVII в. на торговых судах (по Курти). Опять цитирую Винтера, который пишет о брашпиле: "...у него должен быть предшественник. Им, вероятно, являлась прямая битенг-балка, которая проходила через борта и могла вращаться. Это уже шпиль, но отличающийся по форме от шпиля позднейшего времени, который гораздо короче и оставляет по бортам проход в носовую часть судна".
Еще раз спасибо за отзывчивость, но вопрос остается: как для якорного каната использовалась горизонтальная поперечная невращающаяся балка квадратного сечения, которая проходила через борта и часто имела посредине изгиб вверх, но не имела вертикальных столбов и проходов по бортам?