Ckona> готовится отчет.
ОТЧЕТ
о первом испытательном запуске
тяжелого стартового ускорителя по проекту "ПЕЛИКАН".
Цели испытаний:
- оценка транспортабельности пускового комплекта,
- отработка предстартовых операций,
- проверка новой вытеснительной системы заправки,
- летные испытания тяжелого стартового ускорителя с инерционной системой спасения,
- проверка надежности пусковой установки при отрицательной температуре.
Рабочим телом являлся водный раствор этанола и диэтиленгликоля с красителем.
Для транспортировки все компоненты пускового комплекта (стартовый стол, пусковой механизм, насос со шлангом и манометром,
стартовый ускоритель с парашютом в контейнере с грузом, заправочная емкость и рабочее тело)
были упакованы в заплечный мешок и в две коробки от мониторов.
Упаковка производилась в отпливаемом помещении.
Испытательный полигон представлял собой лесную поляну с зарослями малины и отдельно стоящими деревьями, на которые предварительно совершались восхождения для отработки возможного снятия парашюта. Доставка оборудования на полигон проводилась пешим порядком. Место пуска было выбрано с учетом направления порывистого ветра, который раскачивал высокие деревья.
При развертывании пусковой установки наблюдались неоднократные забивания торцов шлангов намерзающим снегом. Снег удалялся окунанием в жидкое рабочее тело. Перед надеванием ракеты на разгонную трубку все трущиеся поверхности были облиты рабочим телом для удаления твердой воды.
После сборки стартового комплекта и заливки рабочей жидкости в заправочную емкость было подано давление в магистраль. Вытеснение жидкости в ракету происходило на протяжении трех минут, попытки увеличить давление сопровождались разбрызгиванием с попаданием брызг в боковые воздушные отсеки. Заправка объемом 2,3 литра прошла без замечаний.
По завершении заправки началось нагнетание сжатого воздуха с помощью ручного автомобильного насоса внутренним диаметром 30 мм и рабочим ходом 34 см. Вследствие загустевания смазки ход насоса был тугой, требовалось прилагать большое усиилие.
Обнаружилась непригодность такого насоса для оперативного заряжания ракеты объемом 17 литров.
Для подачи одного литра сжатого воздуха требуется 30-35 качков, с усилием 15-20 кГс. Процесс длился 35 минут, с перерывами на контроль отсутствия утечек.
В конце-концов заряжание было прекращено по достижении давления 4,1 ати., достаточного для старта. Утечек в шлангах и уплотнении пусковой установки не наблюдалось, все время шуршание снега принималось за шипение воздуха. Слегка (очень незначительно) травил обратный клапан насоса.
К этому времени одна из двух видеокамер на морозе и ветру вышла из строя (не переключался диапазон резкостей), пришлось снимать одной камерой со штатива.
Старт был дан спустя 1 час 07 минут после начала разворачивания. Ускоритель легко поднял груз, в полете ракета слегка отклонилась от вертикали в сторону сильного ветра. Отделение груза прошло нормально, парашют открылся без заметной задержки, поскольку укладка не была обмотана стропами и фалом. До падения груза на землю все внимание было на груз, упавший в 6 метрах от пусковой в направлении против ветра. Ускоритель на парашюте перелетел через дерево и приземлился в поле зрения видеокамеры, что позволило измерить время полета - 8 секунд.
При сворачивании пускового комплекса возникли трудности с повторной упаковкой на морозе (шланги плохо гнулись), поэтому пришлось грузить навалом и транспортировать волоком. Испарение летучих компонент рабочего тела привело к образованию ледовой корочки на стартовом столе.
Обработка видео:
движение по разгонной трубке:
время движения 0,14 с,
ускорение 31 м/с/с,
скорость в момент схода 4,4 м/с.
реактивный разгон:
начальное ускорение 60 м/с/с,
максимальное ускорение 72 м/с/с,
Экстраполяция дальнейшего полета:
продолжительность разгона 0,29 с,
завершение разгона на высоте 4 м,
максимальная скорость 20,4 м/с
достигнутая высота 26 м.
Итоги:
И1. Стартовый ускоритель работоспособен.
И2. Аэродинамические стабилизаторы не требуются.
И3. Впервые испытана вытеснительная заправка водяных ракет. Ранее не публиковалось, кроме рисунка slavich77.
И4. В доработанной пусковой установке утечек не наблюдалось.
И5. Успешно опробован инерционный способ выпуска парашюта.
И6. Водяные ракеты можно запускать на морозе.
Замечания.
З1. Неудовлетворительная работа компрессорной станции.
З2. Зазор между ракетой и стартовым столом, не позволяет при установке чеки удерживать затвор рукой. Необходимо дополнить съемным рычагом.
З3. Груз и парашютный контейнер следует дополнить вторым парашютом.