7-40>> "Соблюдать обряды" - это и значит верить правильно. Almar> соблюдение обрядов может быть вызвана искренней верой, может быть вызвана всего лишь желанием продемонстрировать лояльность господствующей идеоологии. Тысячи членов кпсс зубрили устав кпсс и голосовали на парсобраниях, но отнюдь не все из них верили в идеи коммунизма, а наоборот с легкостью стали антикоммунистами, демонстрируя лояльность уже новой господствующей идеологии. Также многие из них новоцерквились. Они пытаются оправдаться, что мол искренне "уверовали", но что-то с трудом в это верится.
Без сомнения, Вы правы. Но мы же не говорим сейчас о тех, кто соблюдает обряды в плане конформизма? В конце концов, В ПРИНЦИПЕ это соблюдение обрядов ничем не отличается от соблюдения нами самими великого множества обрядов, которые в каждом конкретном обществе сформировались традиционно и соблюдение которых считается приличным, а часто и обязательным. Мы не справляем нужду на газоне, мы стрижемся и бреемся, не практикуем открыто полигамию, не приходим в офис в римской тоге...
Это все другое. Мы же говорим о соблюдении обрядов как обязательной части определенных религий.
Almar> Я не говорю, что лояльность - это обязательно плохо. Но это ведь довольно активная лояльность, это уже соучастие. И такие люди должны в полной мере понимать, что также несут отвественность за окружающие нас безобразия. Вот это будет справедливо. Между тем я знаю массу верующих , которые такую ответственность признавать не хотят. Некторые из них даже считают себя оппозиционерами (как например, зюгановская гоп-компания).
Мы все несем ответственность за безобразия. Мы живем в государстве - значит, несем отвественность за безобразия, которые в нем или от него происходят. Невозможно в нашем мире полностью снимать с себя ответственность, это будет лицемерием. Даже уединившись на необитаемом острове, мы будем нести ответственность за то, что бессмысленно проводим свои годы и тратим свои труды, которые можно было бы употребить во благо бедных и несчастных. Так чем ответственность за безобразия той или иной религии отличается от всех других ответственностей?
Almar> Я понимаю ваше желание, но оно неосуществимо. Здесь невозможно оказаться ни на чьей стороне. Это как если завтра придет сюда чел и скажет: «я не выступаю ни в защиту НАСА на луне, ни против. И то и другое - крайности».
Ну как же. Вот я и есть тот чел, который не выступает ни в защиту НАСА, ни против. Я выступаю против деструктивного мракобесия, причем потому, что я ВЕРЮ, что деструктивное мракобесие плохо для страны и для человечества. Но если бы меня попросили ДОКАЗАТЬ, что это плохо, да еще и спросили бы: "А почему ты уверен, что знаешь и можешь защищать интересы человечества?", я был бы в затруднении, право. Мне действительно было бы трудно доказать, что средневековый обскурантизм ОБЪЕКТИВНО хуже для человечества в целом, нежели научный прогресс.
Может быть, с научным прогрессом человечество через 100 лет скатится к самоуничтожению, а средневековый обскурантизм способен обеспечить человечеству 1000-летнее устойчивое существование (как он и обеспечивал ранее)? Тогда получится, что я способствую самоуничтожению человечества.
Поэтому, если как следует подумать, то придется признать, что я выступаю за прогресс потому, что считаю его более комфортным лично для себя и близких, а обскурантизм - некомфортным. Но совпадает ли мой личный комфорт с общечеловеческим благом, доказать будет крайне непросто.
7-40>> Но разве одно исключает полностью другое? Правление в интересах кучки узурпаторов вполне может, по-моему, в какой-то степени способствовать сохранению общества (что, конечно, морально не оправдывает узурпацию и узурпаторов). И наоборот, жизненность общества еще не свидетельствует о том, что управляющие им заботятся непосредственно о его благе (или придется признать, что жизненность католицизма свидетельствует о заботе католических церковных структур о благе паствы).Almar> Это так. И тому есть примеры в истории. Но как мне кажется такое общество рано или поздно приходит к краху. А даже если и не к краху, то постепенно погружается в зловоние. Про Россию ничего не буду говорить, но к примеру можно посмотреть на происходящее в последнее время в Белоруссии.
Вот видите - Вам кажется. Но вот можете ли Вы это ДОКАЗАТЬ?
Мне, кстати, тоже так кажется - во всяком случае, мне представляется более комфортной и хорошей, что ли, жизнь без узурпаторов, диктатуры, самовластия, рабства, нежели наоборот. Но ДОКАЗАТЬ, что общество в целом без всего этого жизненнее и устойчивее, чем со всем этим, я не могу. Эпохи тысячелетнего рабства и самовластия показывают, что такие общества весьма жизненны.
7-40>> А какая текущая интерпретация религий? Я не имею понятия. Во-первых, религий существует множество, во-вторых, каждая из них имеет множество интерпретаций, которые порой так плохо стыкуются друг с другом, что приверженцы одной и той же религии с готовностью режут друг другу глотки. Как на этом фоне выделить ту самую "текущую интерпретацию, ответственную за львиную долю безобразий"?Almar> Да то множество, оно не играет реально никакой роли. Основное – это та церковь, которая при власти. А все конкуренты – либо уничтожаются (недавно прошла инфа как с подаче церкви был снесен поселок кришнаитов. Кстати, бедные кришнаиты ругая за это церковь, не преминули и бросить пару камней в сторону атеизма), либо приручаются.
Ну это понятно. Любая власть стемиться избавиться от конкурентов. Но опять-таки выходит, что КОНКРЕТНО РЕЛИГИЯ здесь не при чем, что все сводится к естественному стремлению любой власти к самоукреплению.
7-40>> Теорема Геделя, однако. Любая научная теория основывается на постулатах, в ее рамках недоказуемых. Соответственно при любом развитии науки останутся какие-то постулаты, недоказуемые в рамках науки.Almar> Важно не то, что всегда будут существовать непознанные области, а то, что они не являются принципиально непознаваемыми и могут быть познаны на следующем этапе. То есть наука постулирует, что нет ничего не познаваемого.
Важно все-таки и то, что при любом данном состоянии науки ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ что-то непознанное. Поэтому мир В ЦЕЛОМ не может быть познан, не может быть познан КАК ЦЕЛОЕ.
7-40>> Я не очень понимаю, какую связь эти пример имеют с моим процитированным утверждением. Almar> Очень просто. Религия может запретить людям пытаться познать что-либо и с успехом это запрещает. Ну а то, что не все люди на это ведутся, так не все и по воскресеньям в церковь ходят.
Какая-то религия, конечно, может запретить. Но это не значит, что ВСЕ религии запрещают заниматься научным познанием. Некоторые и не запрещают. Потому ученые и могут быть верующими.
7-40>> Я имел в виду, что НИКАКИЕ научные результаты не изменятся, если допустить существование нематериального мира. Для науки его не существует в том смысле, что наука им не занимается. Т. е. в том смысле, в каком для меня не существует инопланетян. Но ничего не изменится, если допустить их существование.Almar> Во-первых, просто так в науке ничего не допускают. Это всё равно, что в научную статью натащить ссылок на тексты, которые реально к этой статье отношения не имеют.
Так существование нематериального мира и не допускают В НАУКЕ. Его допускают ВНЕ науки.
Поэтому верующие ученые и не ссылаются в статьях на сверхъестественное.
А в науке от этого ничего не меняется.
Almar> Во-вторых, как бы вам понравилось, если бы ваш вчерашний оппонент в разгаре спора сказал бы вам нечто вроде: «на луне ваша стереометрия не действует, потому как луна ближе к богу и бог там оказывает влияние на пространство». Вы бы конечно попытались вернуть его в рамки, попросив научно исследовать законы этого влияния. На что бы вам ответит: «а нет никаких законов, это ж сам Бог»
В этом случае мы оба с ним согласились бы на том, что его опровержение лунных фотографий является не научным, носит религиозную основу и научным методом недоказуемо. На этом мы пожали бы друг другу руки и мирно разошлись.
С опровергателями не было бы никакой проблемы, если бы они ясно и безоговорочно признавали бы, что их опровергательство носит ненаучный характер, основано на вере и научной основы не имеет. С такими опровергателями никто бы даже и спорить не подумал, да и издевался бы над ними вяло и без огонька.
Проблема с опровергателями в том, что они претендуют на научность своих опровергательств. При этом они извращают научный метод или пытаются притянуть религиозные верования под видом научного метода. И каждый из них заявляет, что он опровергает "Аполлон" с позиций науки. В этом все и дело.
7-40>> Просто я напоминаю, что научный метод не есть что-то абсолютное, способное дать ответ на АБСОЛЮТНО ВСЕ вопросы. Он сам, в свою очередь, основан на определенных конвенциях (соглашениях), каковые конвенции не выводятся из научного метода.Almar> Никакой другой метод вообще не способен дать ответ ни на один вопрос.
Это Вы можете доказать научным методом или это Ваша вера?
Almar> Но конечно человек принимает решения, используя не только разум, но и чувства или интуицию. Сомневаюсь однако, что ежедневное хождение в церковь и лицезрения патриарха с золотым ролексом как то ему в этом помогает.
Вы сомневаетесь, а он нет.
Причем если он - крупный успешный бизнесмен или известный ученый, то Вам будет непросто доказать ему, что он ошибается.
Даже если Вы покажете ему в той же церкви множество бедных и неуспешных людей, Ваш собеседник всегда сможет сослаться на волю господню, на судьбу, на карму - в общем, исходя из догматов, которым он привержен.
7-40>> Вы совершенно правы, но недаром Вы сделали оговорку: отделять от веры именно знание, полученное с помощью научного метода. А как быть со знанием, которое не получено с его помощью? Со знанием, касающимся применимости самого научного метода, например? Чем, к примеру, является Ваше знание того, что научный метод позволяет получить адекватное описание действительности? Вы ведь уверены, что именно знаете, что научный метод позволяет получить адекватное описание действительности - но откуда Вы это знаете? Может быть, получение до сих пор адекватных описаний было лишь цепью случайностей, или даже эти описания вовсе не были адекватными и постепенно заводят нас в тупик, позволяя более-менее точно предсказать частные явления, но полностью лишая нас возможности предсказать явления более общие? Как Вы сможете доказать истинность этого Вашего знания об адекватности научного метода, опираясь лишь на сам научный метод?Almar> Критерий истины – практика. Фактически это опыт применения того или иного «знания», полученного разными методами. Конечно, имеет значение не только индивидуальный опыт, а и опыт исторический. Астрология когда то тоже блистала, но в конце концов её перестали воспринимать всерьез. Время всё расставляет по своим местам.
Ваша последняя оговорка про время важна. Вы, вместо приведения ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ссылаетесь на время, которое все когда-нибудь расставит. Но это не доказательство, это, наоборот, выражение всего лишь Вашей веры в то, что со временем Ваша правота будет очевидной. Но мы не можем ждать время, мы можем пожелать иметь доказательства здесь и сейчас. И если Вы здесь и сейчас не можете доказать, что научный метод ДЕЙСТВИТЕЛЬНО дает адекватное описание (а не постепенно заводит нас в глобальный тупик, снабжая лишь более-менее точными предсказаниями по частным вопросам), а вместо доказательства ссылаетесь на время - мол, время обязательно докажет мою правоту вместо меня - то это и значит, что Вы тоже опираетесь на веру в научный метод, а не на доказательство его полной адекватности.
Можно привести в качестве примера систему Птолемея: как известно, ее предсказания были точнее предсказаний системы Кеплера. Как Вы сейчас, с позиций сегодняшнего знания, отнеслись бы к утверждению птолемианцев о том, что практика уже доказала справедливость системы Птолемея, а время непременно покажет эту справедливость и в будущем?
Almar> То есть доказывать необязательно, достаточно сослаться на успешный опыт применения человечеством научного метода.
Как же "доказывать необязательно"? Если Вы пользуетесь каким-то инструментом (в данном случае научным методом), но не можете доказать его истинность, то это и значит, что Вы просто ВЕРИТЕ в его истинность, не имея на то ДОКАЗАТЕЛЬСТВ (а имея лишь частные подтверждения его применимости к некоторым задачам).
Система Птолемея тоже успешно применялась, но это не заменило доказательств ее истинности.
Almar> Конечно, это может быть всего лишь результатом цепи случайностей, но мы не можем ждать, когда эта «афера» вскроется, нам надо что-то применять уже сегодня. Мы для себя и выбираем научный метод.
Правильно, тут и спору нет. Мы не можем ждать, у нас нет доказательств, но тем не менее нам нужен инструмент, мы им пользуемся, не имея доказательств его универсальности, а имея лишь частные подтверждения. Но не надо тогда обманывать себя, заявляя, что Ваша уверенность в пригодности этого инструмента не основана на вере.
Ваша уверенность основана на практике (применимости при решении предыдущих частных задач) и на ВЕРЕ в то, что хорошо работавшее с одними задачами будет так же хорошо работать и с другими. Это совершенно естественно, в этом нет никакой проблемы и никакого греха.
Но полных и строгих доказательств-то у Вас все равно нет.
Понимаете?