7-40>> Мы все несем ответственность за безобразия. Мы живем в государстве - значит, несем отвественность за безобразия, которые в нем или от него происходят.
Almar> Разная степень ответственность у тех, кто находится в активной оппозиции, у тех, кто хранит нейтралитет, у тех, кто вынужденно сотрудничает с узурпаторами, потому что ему надо как то получить свой кусок хлеба, и у тех, кто делает это совершенно добровольно и вне рабочего времени, да и к тому ещё лицемерно отрицает сей факт (легко догадаться к какому типу я отношу религиозников).
Это конечно. Но, повторяю, даже принимая на себя ответственность за какие-то безобразия, всегда можно сказать, что на самом деле безобразия лишь издержки, а общее благо перевешивает их. И доказать обратное далеко не всегда просто.
7-40>>что средневековый обскурантизм ОБЪЕКТИВНО хуже для человечества в целом, нежели научный прогресс.
Almar> Это действительно непросто доказать. В частности по той причине, что существует идеологическая борьба и всегда найдутся силы не заинтересованные в успехе подобного доказательства, и даже вообще не заинтересованные в объективном исследовании на эту тему.
Даже если бы таких сил не было и было бы предпринято объективное исследование на наивысшем доступном сегодня научном уровне, я не уверен, что результат (хоть какой-либо) оказался бы вполне однозначен. Вряд ли мы можем с уверенностью предсказать, что будет через 100 лет. Но мы с уверенностью можем сказать, что при обскурантизме человечество жило веками.
7-40>>Может быть, с научным прогрессом человечество через 100 лет скатится к самоуничтожению, а средневековый обскурантизм способен обеспечить человечеству 1000-летнее устойчивое существование (как он и обеспечивал ранее)? Тогда получится, что я способствую самоуничтожению человечества.
Almar> Риск есть всегда. Человечество может прозябать в замороженном мракобесном состоянии 10000 лет и затем случайно погибнуть от удара метеорита.
Конечно. Но речь-то как раз не о риске, а о лучшей и наименее рискованной стратегии.
7-40>>Поэтому, если как следует подумать, то придется признать, что я выступаю за прогресс потому, что считаю его более комфортным лично для себя и близких, а обскурантизм - некомфортным. Но совпадает ли мой личный комфорт с общечеловеческим благом, доказать будет крайне непросто.
Almar> Здесь уже как раз кончается область познанного (уже) наукой. Поэтому я предпочитаю делать свой жизненный выбор, основываясь как раз на чувствах, интуиции, эстетике, наконец.
Правильно. И я предпочитаю. Что нам еще остается?
Но делая свой выбор, мы должны ясно осознавать - как осознаете это Вы - что наш выбор в таких случаях диктуется не наукой, а чем-то еще, причем весьма ненаучном.
Almar> Например, анализирую какие исторические персонажи или ныне живущие люди вызывают у меня наибольшую симпатию. За что они выступали, чем занимались? Фактически я пытаюсь как то продолжить их дело. Так , к примеру, я вижу что подавляющее большинство из них приветствовало прогресс, а не консервативное замораживания развития. Конечно, среди них были и верующие, но не было «истово верующих». Для большинства из них вовлеченность в религии была не более чем формальная дань традициям. Свою нравственность они никогда не основывали на догмах, а всегда на совеем личном выборе. И т.п.
Можем ли мы с абсолютной уверенностью сказать, чем обусловлено поведение того или иного человека (даже если он с искренностью сам об этом рассказывает)? Тут уж уместно вспомнить уже упомянутое стихотворение Тютчева целиком,
Тютчев, Федор.
7-40>> Вот видите - Вам кажется. Но вот можете ли Вы это ДОКАЗАТЬ? Мне, кстати, тоже так кажется - во всяком случае, мне представляется более комфортной и хорошей, что ли, жизнь без узурпаторов, диктатуры, самовластия, рабства, нежели наоборот. Но ДОКАЗАТЬ, что общество в целом без всего этого жизненнее и устойчивее, чем со всем этим, я не могу. Эпохи тысячелетнего рабства и самовластия показывают, что такие общества весьма жизненны.
Almar> Даже если и были жизненны, то какой след в истории они оставили? Демократическая Древняя Греция явно оставила след более значимый, чем средневековье. Но по большей части узурпаторы проиграли конкурентную гонку. Европа ведь, преодолев средневековое мракобесие, не с проста вырвалась вперед.
След в истории - это уже другая история. Можно ли уверенно утверждать, что высшее (или хотя бы очень значимое) благо каждого конкретного общества состоит в том, чтобы оставить след в истории? Общество все-таки стремиться к выживанию и к продолжению себя, а не к оставлению следа в истории. Во всяком случае, общества, которые стремяться к самоподдержанию, сохраняются лучше, чем те, что сосредоточены на оставлении следов в истории. След в истории - это, огрубленно, путь Геродота.
Almar> А теперь вспомним, с чего началась эта ветка. Верующие зачем то на сугубо научном форуме затеяли теологический диспут. Вернее постарались превратить такой диспут сугубо житейский вопрос о том, кто больше склонен рушить чужие храмы. То есть верующие как бы этим и претендовали на «научность» своих верований.
А я не помню, с чего она началась, я и не следил за ней. Но стремление доказать научность верований не кажется мне особенно полезным. Не уверен вообще в том, что верования как-то нуждаются в научном оформлении или подтверждении (хотя польза для верований в научном подтверждении, очевидно, была бы, оттого креационисты и суетятся).
Almar> Вера вере рознь. Религиозная вера – это не просто вера, а в частности вера в сверхъестественное. Таково определение религии. Я верю в научный метод потому что вижу его эффективность и мне симпатичны люди его исповедующие, а не потому что мне дьякон велел в него верить или потому что меня посетило божественное озарение.
Ну вот видите. То есть Вы все-таки согласны признать, что в Вашем подходе к научному методу имеется элемент веры. Это уже немало.
Конечно, нет сомнения, что вера вере рознь. Кто-то верит (в научный метод) потому, что видит его эффективность и потому что лично ему симпатичны люди, этим методом пользующиеся; кто-то верит потому, что его камнем по голове стукнули и ему кажется, что его озарило; кто-то верит потому, что все вокруг верят, а миллион леммингов не могут ошибаться; кто-то на всякий случай, потому что вера дает обещание рая и жизни вечной; кто-то еще почему-то. Это все так.
Но если все-таки обратиться к Вам: допускаете ли Вы, что какая-то часть верующих людей верит в свою религию по той же причине, что и Вы? Потому что видят ее эффективность (например, их единомышленники блюдут те же этические и культурные ценности, что и они, а не единомышленники - не блюдут) и потому что многие единомышленники - симпатичные люди? Почему бы и нет? В конце концов, среди приверженных научному методу атеистов есть огромное количество нехороших и даже мерзких типов, а среди верующих также попадаются добрые, честные и милые люди?