Если говорить об инициативе Ильюшина, то она была проявлена им как конструктором, взявшемся за разработку нового самолета. Да и эта работа, позволяла уйти ему с руководящей должности из Главка, которая тяготила его.
Инициатором же внедрения концепции бронированного штурмовика в СССР он не был. И в тай не самолет ни от кого не строил.
26 марта 1932 года начальник боевой подготовки РККА Лапин писал письмо N 120977сс Тухачевскому, Алкснису и начальнику штаба РККА Егорову.
..."Необходимо разработать специальный тип штурмовика. Необходимо при разработке осуществить защиту наиболее ответственных частей от ружейно-пулеметного огня с земли"..
Вот с этого письма, фактически началась история бронированного штурмовика.
Заказчик в то время видел штурмовики в двух типах:
скоростной дальний штурмовик-разведчик( в последствии шифр ИВАНОВ)
бронированный штурмовик.
В середине 1935 года разработка концепции глубокой наступательной операции в ГШ РККА в основном была завершена и исходя из нее, руководство ВВС в качестве приоритета, выбрало первую очередь создание скоростного дальнего штурмовика-разведчика.
В начале 1936 был объявлен конкурс . В котором участвовал и Ильюшин со своим проектом.
К середине декабря 1936 г. эскизные проекты дальних штурмовиков поступили в ГУАП для утверждения.
Но это касается первого типа .
Бронированный штурмовик также присутствовал в планах опытного строительства:
10 октября 1937 года из НИИ ВВС за № 2/00441 поступили Оперативно-тактические и технические предпосылки к плану опытного строительства сухопутных самолетов ВВС на 1938-1939 г.г. (6738).
Штурмовики
"Назначение: уничтожение живой силы противника и его боевых средств, главным образом, в оперативной зоне и войсковых тылах. Взаимодействие с наземными войсками.
Действие, гл. образом, на бреющей и низких высотах, поэтому наличие мотора, развивающего полную мощность у земли для данного типа самолета – обязательно.
Подвижность большинства целей и способность их к быстрому переходу к обороне требуют от штурмовика точного выхода на цель и стремительного мощного удара. Поэтому штурмовик должен иметь мощное пушечно-пулеметное и бомбардировочное вооружение и идеальный обзор. Разнообразие целей требует наличия бомб различного калибра, ОВ и ДВ.
Большая возможность поражения огнем с земли выставляет требования к наличию мотора воздушного охлаждения, большой живучести самолета и защиты броней экипажа хотя бы от пуль калибра 7,62 мм."..
В конце 37 года Ильюшин был назначен руководителем главка и соответственно был знаком с состоянием опытного строительства, загруженностью КБ и требованиями военных на 38-39 годы.
Он попросил Поликарпова с конструкторской точки зрения рассмотреть эти требования.
Интерестно, что по штурмовику Поликарпов сделал заключение о реальности создания такой машины.
Ниша разработки бронированного штурмовика была свободна.
И уже 27 января 1938 было отправлены письма С.В.Ильюшина по поводу создания бронированного штурмовика
Сталину,Молотову, Калинину, Когановичу. Ворошилову,Локтионову и т. Смушкевичу.
В частности в нем говорилось :
"Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика, основные летно-боевые данные которого приведены в нижеследующей таблице.
Для осуществления этого самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны прошу освободить меня от должности начальника Главка - поручив мне выпустить самолет на Государственные испытания в ноябре 1938 г.
Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех - берусь за это дело"...
Данные в приоводимой таблице фактически отражали требования ВВС к этому типу.
В течении нескольких дней прошло заседание Политбюро, Ильюшина не приглашали, но предложение его по созданию БШ_2 рассматривали. Заседание шло несколько часов. По его окончанию Лактионов позвонил Ильюшину и сказал что вопрос решен положительно.
22 марта 1938 года вышло постановление Комитета Обороны, в котором отмечалось, в частности:
«1. Штурмовая авиация должна состоять из двух типов:
а) скоростной,
б)броневой.
Основные тактико-технические требования к новому бронированному штурмовику на 1938—1939 гг.:
а) одномоторный, двухместный, скорость у земли 370— 400 км/ч, дальность полета 800—1000 км;
б) бомбовая нагрузка 300 кг мелкого калибра, начиная с 2,5 кг, в перегрузочном варианте 800 кг;
в) вооружение — 2 пулемета ШКАС и два крупнокалиберных пулемета у летчика и пулеметная спарка у летнаба;
г) надежная броня экипажа, горючего, бомб и мотора.
В плане опытного строительства по штурмовой авиации предусмотреть:
постройку бронированного штурмовика по проекту инженера Ильюшина.
5 мая 1938 г. Правительством был утвержден план опытного самолетостроения на 1938-39 г.Постановление N 75сс, которое предусматривало постройку на авиазаводе №39 двухместного одномоторного бронированного штурмовика под обозначением БШ-2 конструкции С. В. Ильюшина с мотором АМ-34ФРН в трех экземплярах со сроком предъявления на государственные испытания 1-го экземпляра - в декабре 1938 г., 2-го - в марте и 3-го - в мае 1939 г (3845).
"Согласно заданию, основным назначением БШ-2 являлось "уничтожение живой силы противника во всех вероятных положениях и его боевых средств, главным образом, в оперативной зоне и войсковых тылах; нарушение переброски войск противника; разрушение аэродромов, авиационных и мотомеханизированных баз; уничтожение средств ПВО; взаимодействие с наземными войсками... "
Со следующими ТТТ: Самолет (обозначение которого пока не известно) должен был иметь надежное бронирование экипажа, мотора, горючего и бомб. ТТТ:
- максимальная скорость у земли 385-400 км/час;
- посадочная скорость 105-110 км/час;
- дальность с нормальной полетной массой 800 км, а с перегрузкой - 1000 км;
- практический потолок 8000 м;( Но не как не 9-10км)
- вооружение летчика - 2хШКАСС и 2 крупнокалиберных пулемета, а у летнаба - пулемет-спарка, емкость бомбодержателей 250-300 кг
С появлением АМ-35 переключились на него.
По поводу пушек:
7 сентября 1940 года вышло постановление № 374сс КО
О пулеметно-пушечном вооружении истребительных и бомбардировочных самолетов
В целях усиления пулеметно-пушечного вооружения истребительных и бомбардировочных самолетов ВВС КА и установления единой системы пулеметно-пушечного вооружения на истребительных и бомбардировочных самолетах, принять следующее вооружение на самолеты для 1941 года:
На самолет "БШ-2" конструкции С.В.И.
а) две крыльевые пушки конструкции Таубина-Бабурина калибра 23 мм с боезапасом в 162 снаряда;
б) 2 крыльевых пулемета ШКАС калибра 7,62 мм , с боезапасом в 1500 патронов;
в) 1 турельный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм, с боезапасом в 500 патронов.
Пушка к этому времени прошла все виды испытаний включая летные на Ме-110.
2. И-185 аналогом Ла-5 никогда небыл.
И Ла-5 был сделан по Постановлению. Документы надо приводить?
3. И разработки Су-25 тайком не делалась. В книгах по истории Су-25 очень много, ну так скажем неточностей.