Ckona> Воздушного импульса должно хватить.
Настоящие записки многим покажутся наивными, надеюсь что не для всех, а кому-то будет даже интересно. Все выкладки «с чистого листа», никакой теормеханики я в студенчестве не изучал.
Требуется оценить тягу, которая возникает при истечении сжатого воздуха через отверстие в стенке баллона.
Использовался учебник Синярева и Добровольского «Жидкостные ракетные двигатели» 1955 года издания.
Для меня оказалось откровением, что тяга газового двигателя имеет две составляющих – статическую и кинетическую. Статическая тяга возникает по причине отсутствия стенки баллона там, где отверстие. Кинетическая тяга обеспечивается вследствие отбрасывания массы (воздуха, через отверстие).
В зависимости от наличия и конструкции сопла и наличия внешнего давления, статическая и кинетическая тяги могут иметь совершенно различные значения.
Например, если сопло Лаваля выводит давление на внешнем срезе до наружного (почти!), статическая составляющая тяги равна нулю (тоже, «почти»).
На стр.9 упомянутого учебника четко написано, что «основная часть тяги составляется произведением давления в камере на величину критического сечения сопла».
Полная тяга F определяется по формуле:
F = (dM/dt)*Vист + Sвых*(Pвых-Рвнеш),
где dM/dt – массовый расход, кГ/с, Vист – скорость отбрасывания расходной массы, Sвых – площадь выходного сечения сопла, Рвых – давление в выходном сечении сопла, Рвнеш – наружное давление.
Скорость истечения газа из отверстия рассчитывается по законам термодинамики и газовой динамики. В нашем рассмотрении никаких реакций в потоке газа не протекает, формула для скорости получается такой (стр.78 учебника, номер III-13) :
Vист = Корень{[2*Э/(Э+1)] * R * T * [1-(Рвнеш/Рвнутр)степень((Э-1)/Э))]},
где буквой Э обозначен показатель адиабаты ( 7/5 для воздуха ), R – постоянная Больцмана ( 8,3 Дж/К ), Т – абсолютная температура газа в баллоне с давлением Рвнутр.
На самом деле, постоянная Больцмана измеряется в Дж/моль*К, я решил с этим «не заморачиваться» и выпускать газ последовательно по одному молю – «на скорость не влияет».
Итак, 6 избыточных атмосфер и 290 Кельвинов – скорость истечения получается 500 м/с.
(охренеть ! 1,5М !)
Vист = Корень(3,5) * Корень(830*290) * Корень [1-(1/6)встепени(2/7)] = 520 м/с .
Отверстие сечением 1 кв.мм будет давать статическую составляющую тяги
Fст = 1 [кв.мм.] * 0,6 [Н/кв.мм.] = 0,6 Ньютона,
а кинетическую составляющую тяги
Fк = [(массовый расход)*(скорость)] = 500[м/с] * 10E-6[кв.м.] * 1,2[кг/куб.м.] * 500[м/с] = = 0,6 [г/с] * 500[м/с] = 0,3 Ньютона – действительно, вдвое меньше статической.
Вот, суммарная газовая тяга от отверстия 1 кв.мм. получается 0,9 Ньютона. (6 ати, 290 К)
По конструктивным соображениям, можно рассчитывать на 6 литров сжатого до 6 ати воздуха, всего 36 литров общим весом 43 грамма. Пусть из них 30 граммов могут израсходоваться на корректирующие импульсы.
Выше была оценена величина одного корректирующего импульса – 2 Н*с.
За время полета с первой ступенью равным 2 секунды считаем реальным проведение до трех корректирующих импульсов. Если по обеим осям – то шести. Рабочего тела понадобится на 12 Н*с.
Располагая расходной массой в 0,03 кГ, которая отбрасывается со скоростью 500 м/с, получим импульс 15 Н*с, который превышает требуемое значение.
Продолжительность каждого корректирующего импульса примем 0,5 с. Понадобится тяга в 4 Ньютона, которую можно получить отверстием сечением 4[Н]/0,9[Н/кв.мм]= 4,5 кв.мм. т.е. диаметром 2,4 мм.
После экспериментальной проверки диаметра и тяги, можно будет приступать к конструированию клапана.
Это сообщение редактировалось 21.11.2011 в 21:12