Да, заколдованные круги и сплошные противоречия. Потому что проблема-то не только в ОПК. Проблема - во всей российской промышленности в целом. Даже нет: не только в российской. На самом деле - это кризис, порожденный глобализацией. Все страны сейчас мучительно переосмысляют свое положение в мировом разделении труда. Даже у тех, кого никак не принято считать неудачниками - удивительно похожие проблемы. Ну, есть у них двигатели. Зато они теряют что-то другое.
Вот, сейчас хотят принять в Германии новый закон, по которому товар, для того чтобы носить гордую марку "Made in Germany", должен быть действительно сделан в Германии... по крайней мере на 45%. Ну, казалось бы - что может быть не так? Разве немцы - не в числе мировых промышленных лидеров? Что им какие-то 45%? Ан нет. Немецкие предприятия (причем, что характерно, автоконцерны!) тут же подняли крик, что новый закон их чуть ли не убьет. А что же было до этого? А до этого, оказывается, в ЕС действовало правило, по которому в марке "Сделано в (имя_страны)" указывается та страна, на территории которой была осуществлена
последняя операция производственного процесса данного продукта. В результате продукты с маркой "Сделано в Германии" могли на самом деле (сюрприз!) быть сделаны более чем на 90% вовсе не там.
http://www.thelocal.de/national/20120116-40137.html
Но, мы тут не о Германии, а о нас, грешных... У нас, разумеется, данные проблемы усугубляются еще и тем, что к этому непростому времени мы подошли и без передовой технологии, и без развитой промышленности, и без значительных резервов дешевой рабочей силы, и без финансовых капиталов, и даже без развитой транспортной инфраструктуры. В результате, мы оказались как бы на обочине глобализации - не можем стать ни мировым конструкторским бюро, ни мировой фабрикой, ни мировым офисом, ни мировым банком. Грустно? Да. что делать? Не знаю. Если бы знал - мне бы дали Нобелевскую Премию в области экономики.
Ну, экономика - экономикой, но что нам сейчас-то делать с ОПК? Из немедленных мер - государство наконец должно определиться - свой ему наш ОПК, или чужой. Если чужой - черт с ним, пусть погибает. Если все-таки свой - придется его спасать.
Во-первых - бросить все бредни о "конкурентоспособности". Мы что собираемся делать - торговать или безопасность страны обеспечивать? Есть внешний рынок - вот там пусть и конкурируют. Или внутри страны - между собой.
Во-вторых - составить программу развития вооружений, выработать, исходя из нее, тактико-технические требования и выдать их предприятиям. составляться требования должны специалистами, а не как левая нога мебельного маршала захочет. Соответствие закупаемого армией вооружения мировому уровню - обеспечивать через грамотное составление ТТТ.
В-третьих - полное финансирование НИОКР авансовым методом.
В-четвертых - система неслабых бонусов руководителям предприятий - на уровне руководства крупных компаний, коим они на самом деле и являются. Если про***ли дедлайны, сильно превысили бюджет или чего-то там ниасилили - бонусы сокращаются, вплоть до полного лишения, в зависимости от тяжести. Этим обеспечивается качество и сроки.
В-пятых - вышеупомянутый пункт - только для концернов, выросших из бывших советских заводов. Им - полная госсобственность. Но вместе с тем, поощрять и новые, частные предприятия, выпускающие военную продукцию и продукцию двойного назначения. - с ними работать по-капиталистически, на основе свободной конкуренции, но с преференциями для отечественных фирм.
В-шестых - защитить программу вооружений от произвола отдельных лиц, временно занимающих министерские кресла. Т.е. передать часть контроля над расходованием военного бюджета законодательным органам. Финансирование программ вооружений должно обсуждаться Думой. Должны быть исключены ситуации, когда важная и дорогостоящая программа закрывается мановением руки очередного временщика, или наоборот, миллиарды рублей вбухиваются неизвестно во что. Это предохранительный механизм против коррупции.
В-седьмых - решать проблему отсутствия комплектующих нужного типа и качества надо решать по направлению не сверху вниз (сделали корабль - бросились искать дизель), а снизу вверх: нет в стране приличных корабельных дизелей - нужно вложиться в программу двигателестроения на перспективу. Сначала будет дорого и долго (пока ждем своих - можно ставить готовые импортные) - зато потом никаких проблем. И себя обеспечим, и для экспортных заказов в наличии будут.
Нет ничего плохого в том, чтобы купить готовый импорт или лицензию. При одном условии - свое уже разрабатывается и должно придти на смену. Причем так придти, чтобы закрыть не только существующую нужду, но и ту, которая только появится.