Приму все «про и контра» сразу
Kuznets
Реальность дозаправки гражданских лайнеров в воздухе [Kuznets#25.07.12 22:35]Памятливый45>> Самолет Погосяна с дозаправкой закроет все континентальные авиалинии.Kuznets> Новый тип, только для континентальных перевозок?
Извиняюсь , что нечетко выразил свою идею. Самолет Погосяна – это не что то новое , это не новый тип, а уже предсерийный «Суперджет». Он уже разработан для не континентальных перевозок. Дальности его полета без дозаправки не хватит для полета без посадки между Москвой и Хабаровском. Почему я упомянул именно «самолет Погосяна»? Конечно дозаправлять в воздухе можно при небольшой переделке любой уже эксплуатируемый самолет. Но «от добра добра не ищут» если самолет эксплуатируется, значит его конструктор состоялся и самолет окупает производство.
Ситуация у Погосяна сейчас другая, она критическая. Самолет балансирует на грани. То ли он состоится, то ли встанет рядом с Су-100 в Монино. Погосян может пойти на дооборудование десятка самолетов для заполнения чартерного рынка полетов на Дальний Восток.
Там же тот же
Kuznets> Не думаю что будет много желающих.
А вот Вы нашли и дополнительное преимущество
5.1 Возможность обслуживания линий, на которых мало желающих летать. Обычные лайнеры ввиду недозагруженнности не экономно лететь в большинство регионов Советского Союза. Использование небольших самолетов с дозаправкой в воздухе позволит открыть сотни линий только в нашей стране.
Там же то же
Памятливый45> > 1. Снижение расхода топлива на одно пассажиров место на один километр Kuznets> Увеличение расхода на заправщики и их экипажи.
Попробую сформулировать понятнее, что происходит при дозаправке лайнера в воздухе в отличии от обычного полета лайнера.
Четырехмоторный лайнер традиционно (кроме например самолетов С.П.Королева) взлетает, поднимается на высоту и далее летит горизонтально в нужном направлении. При этом 4-х моторный лайнер поднимает весь запас топлива, необходимый для полета. В отличии от традиционного способа взлететь, вообразим, что у нас не один 4-х моторный лайнер, а 2- моторный лайнер для пассажиров и 2-х моторный топливозаправщик естественно, для подъема топлива с равной суммарной массой .
Лайнер поднимается и разгоняется «на-легке», а топливо ему поднимает и разгоняет топливозаправщик. Далее перекачиваем топливо в освободившиеся емкости лайнера и лайнер продолжит следовать с двумя двигателями в том направлении куда собирался лететь 4-х моторный лайнер берущий весь запас топлива с собой в полет с земли. Вот с этого места и начинается
«1. Снижение расхода топлива на одно пассажиров место на один километр».
А при подъеме пассажиров и топлива дополнительных энергетических расходов у 2-х 2-х двигательных аппаратов по сравнению с одним 4-х двигательным у нас не будет.
Поскольку нельзя все только «за» из приведенного примера приведу и аргумент против (буду обозначать их римскими числами.
II. Расход топлива при сближении, стыковке и в совместном полете в течении времени перекачки.III. Потребность в двух летных экипажах вместо одного.
Там же тот же
Памятливый45>> 2. Расширение числа аэропортов, способных обслуживать трансконтинентальные рейсы.Kuznets> Круто но нужно ли это?
А чтобы через хабы не летать. Чтобы не залетать в Москву прямо рулить из Владимира в Кассель.
Там же тот же
Памятливый45>> 4. Облегченый на старте и на посадке лайнер безопаснее аэробусов, заправленных под завязку.Kuznets> А сейчас какие то проблемы?
Нет, но их будет ещё меньше, чем сейчас нет риска у пассажира сгореть у взлетной полосы.
В отношении покрытия топливозаправщиками аэродромов, расположенных вдоль внутриконтальных трасс там же сообщалось:
Kuznets> Аэродромы черте где? Будьте добры обеспечить там т/о, экипажи и большие топливохранилища. Причем с двойным а лучше тройным резервированием (погода!!!)
Вы забыли упомянуть про ВПП. Одно дело когда под Ухтой одухотворенный смотритель запасного аэродрома выкорчевывает с полосы подлесок, и совсем другое дело когда ВПП эксплуатируется по нескольку раз за сутки топливозаправщиком. Тут нужно и топливо и амортизацию ВПП финансировать. Вне сомнения, но суммарная масса взлетающих и садящихся самолетов по трассе уменьшится. Она уменьшится в тех местах, где садятся, выгружаются пассажиры , а на территории континента увеличится. Где должны жить все летчики-техники – в городах –миллионерах, или быть равномерно распределенными по стране вопрос не экономики, а политики. Поэтому 10-е и 11-е преимущества:
10. Распределение половины летно-технического персонала и половины авиатранспортных мощностей по территории страны (половина, потому , что лайнеры пассажиров не в тайге брать будут). 11. Возможность использования действующих аэродромов топливозаправочной авиации для аварийных посадок и чартерных рейсов лайнеров.
В отношении 8- го пункта о нормированной работе летчиков –топливозаправщиков Kuznets сказал (наверное в цифре ошибся , цитирован 8-й пункт)
Kuznets> Это не преимущество а недостаток, при любых условиях их работы. То есть пилотам и техникам жить в районе одного аэродрома длительное время невылазно – это проблема. Тут конечно свои аргументы за и против. Одни видят плюс – другие (пожившие в Завитое и Уккуреи) минус. IV. Пилоты топливозаправщиков работают скучно и не летают между аэродромами разных городов и стран.Там же Kuznets высказался пессимистично относительно использования топливного троса для буксировки лайнера.
Сообщение DPD от 26.07.2012 вм13.51
Реальность дозаправки гражданских лайнеров в воздухе [DPD#26.07.12 13:51]
К сожалению пошло не по теме. Я сравниваю не полет Ан-12 с Камчатки в Крым с 10 посадками для дозаправки и размять ноги, а сравниваю беспосадочные полеты лайнеров без дозаправки и с дозаправкой в воздухе. Время полета у них равное.
Wyvern-2 в сообщении
Реальность дозаправки гражданских лайнеров в воздухе [Wyvern-2#26.07.12 14:22]
Предложил использовать топливозаправщики беспилотные. В корне с ним не согласен. Уровень пилотирования и лайнера и топливозаправщика должен быть одинаков. И неплохо бы полетать десяток лет на топливозаправщике перед тем как пересесть на лайнер.
101 –й выходец с моей кафедры
Реальность дозаправки гражданских лайнеров в воздухе [101#26.07.12 14:38]
Согласился с идеей перераспределения топлива между лайнером и топливозаправщиком. И предложил новый подход при котором один топливозаправщик мог бы дежуря в заданном квадрате дозаправлять последовательно несколько лайнеров, пролетающих мимо. Это уже попахивает логистикой. Например над Суэцким и Панамскими каналами , сам Бог велел держать круглосуточно танкера в обоих направлениях.
Но далее проявилась непонимание моего текста
Памятливый45>> 2. Расширение числа аэропортов, способных обслуживать трансконтинентальные рейсы.101> В этом месте не понял. Обслуживать трансконтинентальные рейсы можно в любой деревне, где есть ВПП и фургнончик с погранцами и таможней.
Не соглашусь. Для обслуживания трансконтинентального лайнера требуется полоса, несколько более длинная, чем для Як-40 или Ту-134.
Далее снова упираемся в логистику
Памятливый45>> 3. Расширение номенклатуры лайнеров по пассажировместимости: на трансконтинентальные трассы выйдут лайнеры, соизмеримые с автобусами и даже Фалькончики. Что облегчит загрузку лайнеров.101> Малые борта, в принципе, выходят дороже, чем большие борта, ибо их нужно больше до достижения аналогичной пассажировместимости с ШФС. Вопрос заполняемости имеет место быть, но увеличение количества бортов приведет к возрастанию напряжения в трафике. Существующая система с хабами и ШФС вылизана годами.
Значит понятно, что забить пассажирами широкофюзеляжный самолет сложнее чем 4 – небольших лайнеров. Но если загрузка 60-80% это хорошо ШФС , то для небольших лайнера это означит , что два летят со 100% загрузкой, один- с 60%, а один вообще не летит. Вот егото ресурс и топливо мы экономими.
В отношении хабов. Согласитесь , что это уже тупик. Дозаправка откроет для внутриконтинентальных полетов десятки аэропортов только по нашей стране в обход хаба.
В отношении безопасности взлета-посадки 101-й присоединился толи к Kuznetc , который не видит проблем, толи к Wyvern-2, который вообще предлагает использовать беспилотные топливозаправщики
В отношении экологии
Памятливый45>> Нормы экологии и шума вообще для танкеров не существенны.Kuznets> >Аэродромы черте где? …)101> Это как так? Ты предлагаешь помимо существующих сопел лайнеров держать в воздухе еще примерно соизмеримое количество сопел танкеров. Выхлоп есть выхлоп.
Ну во первых в условиях Сибири, Тибета , никому это не интересно. В районах городов с пассажирскими аэропортами выхлоп на одного пассажира снижается в два раза.
И потом сопла топливозаправщиков взлетели , заправили и тут же сели, а в воздухе осталось число ТРД в два раза меньшее чем у современных лайнеров на всей горизонтальной трассе.
Пришел Владимир Малюх
Реальность дозаправки гражданских лайнеров в воздухе [Владимир Малюх#26.07.12 15:58]
Владими Малюх> "Контра" достаточно ровно одного - безопасность.
Так и запишем в минусы
I. Безопасность стыковки в воздухе.Прошу продолжить комментарии.