Kuznets> собственно вопрос еще - а нафига их столько тогда?
Их гораздо больше на самом деле. Например семейство "Икар", к которому в известном смысле принадлежит новый РБ "Волга", головной образец которого на этой неделе был доставлен в Плесецк. Есть набор мертвых и полумертвых разгонников, например "Дельфин". Ну и главное - водородники. Вот там разгул так разгул. Один ЦиХ породил 3 семейства безо всякой преемственности: КВТК, 12КРБ, и наконец КВРБ. На этом фоне старый добрый Блок-ДМ продолжает летать колом уже почти полвека.
Справедливости ради, есть федеральная программа "Двина", которая призвана навести порядок с разгонниками. Я плохо с ней знаком, но вроде бы там профинансирована разработка 3-х семейств: легкого на базе Икара - "Волга", среднего на базе "Фрегата", и тяжелого, водородноко - КВРБ. Кажется так, чтобы был полный спектр. А ДМ - на свалку истории. Но еще раз подчеркну, что я точно не знаю.
Что касается собственно вопроса "зачем спектр", то это в основном связано с разницей в массах ПН. Когда делали "Союз-1", первый вопрос был: зачем "Волга", давайте привинтим "Фрегат". Нет, не выходит - тяжел даже с недоливом, дорог. Тогда, говорят на форумах, давайте вообще без РБ - перепрограммируем Блок И, берем РД-0124А от Ангары, и вперед. Нет, не получается - ПН около или нуже нуля на ССО (и РД-0124А отменили).
Для вывода на ГПО и ГСО, наверное, можно было бы обойтись одним РБ для всех нагрузок. Собственно он один и есть: ДМ, но ввиду феодальности ЦиХ имеет свой "Бриз". Средний РБ в спектре получается потому, что есть рынок для "средних" комсатов вроде орбиталовских, ну и потом межпланетные миссии надо же чем-то разгонять. Как-то так.