au> По рекомендациям физиологов и эргономистов "выбрали" белый фон с чёрным "пером" на всех экранах, а также qwerty на клавишах вместо заведомо понятного всем и изученного ещё в детском саду алфавита.
Это были не физиологи и уж точно не эргономисты, а дизайнеры. Гнались за концепцией WYSWYG и поэтому тупо наколотили белый контрастный фон, чтобы зрение быстрее сажалось. Плюс еще гнались за борьбой с засветкой на ЭЛТ мониторах.
У нас программеры со стажем, например, в VisualStudio фон серым делают - глаза жалеют. Там где нужна контрастная картинка в условиях засветки или темноты фон лучше делать черным а буквы желтыми, например.
По клавиатуре уже были статьи про это дело, что решение тоже было волюнтаристическое с оглядкой на мировое устройство клавиатур, т.к. железо оттуда шло.
au> Любая поверхность, не несущая визуальную информацию, должна быть "невидимой" глазу, чтобы визуальная информация была максимально контрастна (когнитивно). Ночью это легко: светится только информация.
Невидимой поверхность получается только при рассмотрении с тем, что на ней должно располагаться. Но, в целом, там по панели приборов более расширенные требования, часть из них появилась не от большого ума, а просто из опыта использования итерационным путем.
au> Правда сила привычек велика: остались квадратные лампочки с транспарантами в криволинейных полях, хотя форма и цвет помогли бы когнитивно упростить сигналы до предела. Где же были эргономисты во время проектирования этой части интерфейса?
Они исходили из опыта эксплуатации за последние пол века. Есть отработанные успешные схемы, менять которые не хочет сам заказчик.
au> Обученный палец распознаёт кнопки на пульте по форме без помощи глаз, а уж обученным глазам не нужно было бы читать надписи, если лампочки правильные — достаточно формы, расположения и модулированного цвета, а надписи были бы лишь вспомогательной мерой.
Ну так в жизни так все и происходит. После отработки на тренажерах обученный глаз читает информацию и без надписей. Потом в полете уже не нужно ничего читать - если в этой части доски мигающее пятно есть и звук, то это уже пилоту скажет однозначно о происходящем. Сама индикация в кабине расположена ситуационно.
au> Это позволило бы уменьшить время реакции на сотни миллисекунд и разгрузить пилота, и так уже запредельно перегруженного визуальным и звуковым анализом.
Подача сигнала идет комплексно: Рита, аудио, визуально и тактильно. В разные моменты времени и разных ситуациях выдается то, что быстрее достучится до сознания или подсознания. Все это еще усложняется, если брать в учет перегрузки, а этот пункт все "любители октября" почему-то забывают. У некоторых пилотов при достижении определенного уровня перегрузок может пропадать распознавание цвета из-за того, что кровоснабжение глаза ухудшается + индивидуальные особенности организма (пластилиновый пот). Соответственно, от класса борта и применяют ту или иную индикацию.
Еще можно вспомнить ситуацию кислородного голодания, когда мигай не мигай, а башка уже не та и сами команды летуну нужно отдавать определенным образом - кратко и директивно.
Ну и т.п. В кабине пилота решают кучу задач под разные ситуации.
Что-то там однозначно спорно, т.к. все это реализуется на имеющейся технологической базе. В будущем, наверное, будем просто в кровь впрыскивать нужные вещества для формирования в уме пилота нужных зрительных образов и мотиваций.
А по возвращении на базу ему будет положены традиционные 100 гр, которые будут способствовать вымыванию препаратов из крови. Ну и привет БПЛА, конечно же.
Кроме времени реакции нужно еще и время распознавания ситуации. В таком сложной организме как самолет да еще когда все очень скоротечно нужно выдавать информацию в такой последовательности, чтобы:
1. Организьмъ ее прочитал однозначно.
2. Понял.
3. Задал следующий вопрос.
4. Получил ответ.
....
100. Принял решение.
Тут важно правильно сделать свертку множества параметров в ограниченный их набор. Отдельное исскуство, где часть вопросов также отработана сугубо опытным путем, местами на крови.
Старый зеленый цвет был выбран, как нейтральный для выделения на его фоне имеющейся в кабине индикации. Глядя на фото мне показалось, что количество всяческих тумблеров в кабине уменьшилось, т.к. часть функций перенесена на ручки, а часть на многофункциональные панели.