SashaPro>> хотелось бы узнать границы сказанного вот в этой фразе: "Оказалось, что результаты невоспроизводимы и с чистым НН всё идёт по-другому."
Serge77> Ты же сам написал:
Это понятно, что я написал, но там нет ни слова про то, как это скажется, в конечном счете, на режимах работы двигателей, на чём построены мои теории и расчёты, что есть самое главное, о чём ты упомянул в предыдущей фразе:
Serge77> У тебя на сайте написан точный состав окислителя, на нём построены все расчёты и глубокие теории.....и что в результате?
У меня не было глубоких теорий и расчётов, построенных на свойствах топлива. В результате этих испытаний, всё так и вышло. УИ остался прежний, на уровне 90-95с. Только время сократилось, как и рассчитывалось ранее, ещё после испытания Р-40-13, до 3с. Оценивая по фото и памяти внешние свойства топлива на натриевой карамели с серой, почти все двигатели до №14 были на НН без явного избытка НА. Там и начальные тяги доходили до 9кгс. А вот потом, когда уже дошло дело №23, многое поменялось, что и куда я пересыпал, уже точно не вспомнишь. Но уже с №14 все и поехало. Начальная тяга просела до 7кгс, и время работы увеличилось с 3с до 4с на №25-№28. Но, в конечном счёте, расчётная высота полёта ракет на этом двигателе остаётся неизменной.
Serge77> Лично мне даже как-то обидно, что ты потратил годы работы, провёл десятки испытаний, а до сих пор два одинаковых двигателя не могут одинаково отработать. Конечно, годы не прошли даром, получены интересные результаты, накоплен опыт.
Дважды уже два одинаковых двигателя отрабатывали одинаково:
http://sashapro.rocketworkshop.net/009-P-40-26.htm
http://sashapro.rocketworkshop.net/009-P-40-27.htm
Serge77> Но я абсолютно уверен, что если бы ты из этих годов всего месяц-другой потратил на очистку НН, то давно бы уже летал.
Ну вот, снова во всём виновато топливо. Три года ушло только на то, чтобы решить проблему с неустойчивым горением. Один из них, правда, был простой, т.е. реально только 2 года. Как стало ясно, то проблема была не в топливе, а исключительно в материале сопла. Сейчас это уже, как закон, как только появляется ватман в сопле, так сразу же возникает неустойчивое горение.
Потом год ушёл на разработку ракеты.
А между делом были приняты некоторые упрощения в двигателе, поначалу казавшиеся ерундой. В итоге из-за «ерунды» УИ просел с 95с до 65-70с! И «рыжики» слетали не на самых лучших двигателя. Первое, что изменил, - это убрал покрытие керамического сопла клеем TITAN, изначально введённого для временной теплоизоляции сопла, чтобы избежать его преждевременного перегрева при длительном воспламенении, так как это могло ослабить под конец слой клея, который его держит в корпусе сопла. Думал, не нужно, и для этой цели, действительно оказалось не нужным. Потом, решил, что замена глины с белой косметической (относительно труднодоступной и дорогой по сравнению с голубой волшебницей) на голубую волшебницу погоды не сделает. Но все два изменения круто запутали меня, на что ушло ещё с десяток испытаний, прежде чем удалось разобраться, что, как и в какой степени влияет на работу двигателя. Поэтому после Р-40-29 уже не было воспроизводимости, так как и не было 100% воспроизведения двигателей Р-40-27 или Р-40-28.
И всё это касается сопла или корпуса, а не топлива. После полёта первых двух ракет, я ещё заменил и корпус двигателя, где крышки крепятся не снаружи, а изнутри цилиндрического корпуса. Тут ещё два косяка вылезло. Первое – это потребовалась новая специальная технологическая Приблуда, чтобы точно можно было выставлять соосность сопла и корпуса двигателя. А её не было, и вручную пригонять, всё закончилось отстрелом сопла, так как пока пригонял, клей в шве иссох.
Потом вылезла проблема перенапряжения места соединения крышек с корпусом, которую пришлось решать на технологическом уровне с изменением схемы заправки двигателя.
И всё это требует испытаний и отработок.
Ведь даже никто точно не знает для керамических сопл и не может сказать, как влияет печной обжиг на стойкость сопла по сравнению с обычным обжигом на газовой плите. А ещё нужно было это всё сравнить с обжигом на газовой плите и покрытием из клея TITAN. В результате вскрылось, что глина каолиновая и в самом деле при обычном обжиге на газовой плите не держит давлений уже в 10атм и её просто жутко выкрашивает сдувая, что и на полёте ракеты отразилось в виде колебаний корпуса. При этом и УИ снижается, и вектор тяги гуляет, а разгар просто бешеный получается. Но глина на голубой волшебнице стоит лучше, ровнее, но не достаточно, чтобы удержать давления до 20атм, которое я и планировал использовать. В итоге «Рыжики» полетели на двигателях с рабочим давлением всего лишь 10-12атм.
Сейчас уже получены все эти данные и достаточно точные. Все три вида керамических сопл обкатаны. Отработан новый корпус, исправлены недочёты в ТЗП в сопловом блоке и заглушке. И на всё это это ушло ещё где-то 20 испытаний.
Какой тут месяц-два!?
Теперь вот ещё после этих трёх испытаний подкинулось работы. Ещё повылезло проблем…
Serge77> Так что мой совет - используйте чистые компоненты.
Serge77> Кстати, я давно тебе советовал отказаться от серы. Рад, что ты пришёл к этому решению.
А я от неё и не отказался. Она пока ещё под вопросом, так как под вопросом стал и двигатель на НН без серы. В чистом варианте НН, похоже, что всё-таки это топливо горит сопоставимо по скорости с натриевой карамелью с серой. А если, окажется, что ещё и быстрей, то будет над, чем поразмыслить, что лучше оставить.
Сера, плоха тем, что пахнет и её будет трудно доставать в больших количествах для больших двигателей, а, значит, неизбежно придётся искать этому топливу замену.
Последний двигатель МА-40-10 (Р-40-49) взорвался на выходе на режим. Давление разрушения 54атм – расчётное. Манометр зашкалило. Но не понятно точно пока, то ли оно на самом деле горит быстрее на много, толи это из-за пористости топлива, так как плотность после заправки просела на 6-7%. Слишком густое топливо получилось, похоже придётся его разжижать ПАВ.
Да и корпус всё равно не может выдержать теплового нагрева на всём протяжении работы двигателя под давлением в 20атм. Всё равно находятся трещины или полости, которые образуются между корпусом и топливом либо сразу при заправке, либо под наддувом. Так или иначе, на давлении в КС это особой роли не играет, а вот корпус, оголённые и не имеющей ТЗП быстро теряет свою прочность. По осмотрам осколков было заметно, что два слоя сгорают полностью в таких местах.
Когда давление было всего 10-12атм, то большого запаса прочности корпуса хватала с лихвой, а вот на 20-25атм, уже не катит.
Ладно, подробнее уже об этом в отчёте об испытаниях и комментариях к ним…
Serge77> Ещё один совет повторю - не надо жарить сорбит. Высуши его при 70-80С до постоянного веса и делай топливо при 120С. Думаю, свойства топлива станут стабильнее.
Долго это всё. Но не знаю, делал, вроде особой разницы не замечал.