Валентин, всё же это не совсем так.
Чтобы не писали КиТ и Пепеляев (при всё моём, так сказать), боевой опыт заменить нельзя ничем, согласитесь.
Даже если он получен на поршневом самолёте в других боях и пять лет назад.
Это, полагаю, как невозможно разучиться плавать и ездить на велосипеде - "старый" гонщик будет намного увереннее, чем только что попавший на трек новичок. Пусть у того и задор, но вот нюансы боя... Этому надо учиться именно на войне.
Не стоит перегибать палку.
Да, новая война родила новых героев (тот же Пепеляев), но так "опускать" старых я бы не стал...
Может, они и не горели желанием воевать, но всё же воевали. И делали это неплохо.
Сравните потери начального периода и конца войны, когда в составах полков вообще практически не было ветеранов (это так) - как гибли они!
Неважно, сколько сбили сами, важно скольких потеряли.
Первые смены, насыщенные опытными пилотами теряли меньше.
А результативность, которой Вы коснулись (я имею ввиду реальная), так она чисто субъективная - кто-то пишет правду (или почти правду), а кто-то стрелял, заявил, т.к. "вроде попал", на плёнке так-сяк. Засчитали. Потом ещё так же и т.п. Вот и ас.
И так с обеих сторон.
Это, поверьте, крайне субъективный параметр. Я изучал, так сказать. Убедился.
Все зависит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО от конкретного пилота. И опыт и стаж тут не причём. Главное - кто и как относится к своей стрельбе.
Вот, например, капитан Крымский. Вот всё, что есть у меня о нём:
Советский военный лётчик – истребитель.
Участник ВОВ и войны в Корее.
Во время ВОВ воевал в составе 7-го ИАП, 760-го ИАП, 195-го ИАП, 20-го ГИАП.
В т.ч. согласно материалам книги А. И. Бескоровайного ("В небе Севера". "ДОСААФ", 1986 г), В.Н. Крымский воевал в Заполярье, в эскадрилье известного аса-истребителя А.С.Хлобыстова (7 лично+42 в группе).
В воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника лично и 18 - в группе.
Во время войны в Корее – в первой волне советских пилотов, капитан, командир 2-й аэ 29-го ГИАП ( 50-я ИАД, 64-й ИАК ).
Лично сбил 1 самолёт противника.
1) 6 декабря 1950 г. состоялось 2 воздушных боя. В обоих участвовали пилоты 29-го ГИАП.
Во второй половине дня в район Синыйджу была направлена шестерка МиГ-15 (гв. к-н Крымский). Нижняя кромка сплошной облачности нависала всего в 300-400 метрах над землей, из-за сильной дымки видимость не превышала 2-3-х километров.
В 16:00, во время одного из разворотов при патрулировании пара Крымского, шедшая отдельно от группы, ориентируясь по интенсивному огню ЗА, обнаружила пару F-80, с малых высот атаковавших наземные цели. Ведущий, гв. к-н Крымский сблизившись на прямой «шутинг старами» с дистанции 500—600 м атаковал ведомого американца.
После атаки МиГи вышли вправо вверх, а американские истребители, пользуясь плохой видимостью, в складках местности со снижением ушли в восточном направлении. Через несколько минут пара Крымского вновь фиксирует контакт с четвёркой F-80, которые, завершив штурмовку, уходили на юг в сторону своей территории.
Крымский атаковал ведущего второй пары (дистанция 600-700м, две очереди). F-80 задымил и начал терять высоту. Используя плохую видимость, «шутинг старам» удалось оторваться от МиГов.
Звено к-на Введенского находилось в том же районе, но из-за плохой видимости самолетов противника не обнаружило. После разбора боевого вылета гв. к. Крымскому был засчитан один сбитый Ф-80, отмеченный упавшим после первой атаки на окраине Сингисю.
Доступные американские источники фиксируют за этот день лишь взлет группы МиГ-15 утром, когда четверка F-80C из 80-й ибаэ 8-й ИБАГ Эвана Розенкранца (1st Lt. Evan W. Rosencrans) атаковала аэродром Синыйджу (8 227 кг бомб на ВПП, на земле заявлено уничтожение 2 Як-9 и повреждение двух). Про воздушный бой не сообщается. Тем более, нет сообщений и о своих потерях.
Однако, в базе данных KWP обнаружены сведения, подтверждающие результативную атаку Крымского и гибель, атакованного им американского лётчика:
Вот личные данные погибшего американского пилота:
1LT BILLIE J SHORES
9TH FIGHTER BOMBER SQUADRON
49th Fighter Bomber Group
AIR FORCE
HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)
DATE OF LOSS: DECEMBER 6, 1950
SERVICE NUMBER: AO1909773
BORN: JULY 28, 1928
HOME OR PLACE OF ENLISTMENT: SEMINOLE, OK
LOCATION OR BATTLE ZONE: SOUTH KOREA
TOWN OR AREA: TAEGU AIRFIELD (K-2)
Comments: First Lieutenant Shores was the pilot of a F-80C Shooting Star fighter interceptor with the 9th Fighter Bomber Squadron, 49th Fighter Bomber Group.
On December 6, 1950, while escorting a photo reconnaissance aircraft (RF-80), his aircraft received multiple hits from a MiG and was forced to land at Taegu #1 Air Base (K-2).
The plane crashed on landing killing him.
А на следующий день был списан F-80№ №49-0682 без указания подробностей.
Всё это даёт полные основания считать победу гв. Капитана Крымского подтверждённой.
Кроме него заявок на сбитые F-80 в этот день не подавал никто.
К сожалению иных подробностей о биографии и жизненном пути В.Н. Крымского найти на данный момент не удалось.
Видите - заявка и, несмотря на большую дальность стрельбы, попадание и реальная победа с трупом врага и разбитым самолётом. Почему не настрелял больше - так они всего месяц и пробыли на фронте, не так, как Пепеляев. Кто знает, сколько ещё могло быть побед?
То же самое и ещё пример.
Стройков Николай Васильевич
Родился 21 декабря 1921 г. в с. Тырново Шиловского р-на Рязанской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
С 1929 г. учился в школе с. Тырново. В 1933 г. с семьёй переехал в Рязань, где окончил «семилетку», и ФЗУ. Работал слесарем совхоза "Искра" и на заводе «Рязсельмаш».
В РККА с 1941 г. В 1942 г. окончил Одесскую ВАШП. Затем - служба в 508-м ИАП (205-я ИАД), находившемся с марта до мая 1943 г. на переформировании.
На фронте с лета 1943 г, в составе 515-го ИАП (мл. лейтенант). На фронте с 16 мая 1943 года, в звании младшего лейтенанта (508 ИАП/213 ГИАП, Як-7, Р-39 "аэрокобра").
За время ВОВ выполнил 254 боевых вылета, провёл 66 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 (по другим данным – 14) и в группе 21 самолёт противника.
ВОВ закончил в звании старшего лейтенанта.
27 июня 1945 гв. старшему лейтенанту Стройкову Н.В. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 6587.
В 1946 г. окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава.
В звании майора, в должности командира аэ 72-го ГИАП из состава 151-й ГИАД участвовал в войне в Корее в "первой" волне советских лётчиков-истребителей - его полк с конца октября 1950 г. базировался на аэродроме "Северный" в Мукдене.
За время боевых действий Н.В. Стройков одержал 1 победу лично:
1) 9.11.1950 г. в 15.10, при отражении налёта в районе Аньдун-Сингисю четвёрка МиГов под командование ГСС майора Стройкова Н.В. атаковала четвёрку F-80 "Shooting star", которые, не замечая МиГи, производили набор высоты.
Звено Стройкова стремительно атаковало сзади ведомую пару Ф-80. Огонь с дистанции 400—600 м открыли м-р Стройков и ст. л. Казначеев. В результате атаки оба Ф-80 были засчитаны сбитыми.
Согласно доступным официальным американским документам в этот день не было потерь F-80, но!
Существует номер газеты “The Day» от 10.11.1950 г. (фотокопию статьи привожу), в котором указано, что "вчера" (yesterday), тяжёлые повреждения в боях получили 2 В-29 и 1 F-80.
Если по одному В-29 всё понятно - в статье прямо указано, что это разведчик (RB-29 № 44-61813, 31 стррэа, сбитый парой май. Бордун А.З (тоже кстати, ас ВМВ, заметьте!) и ст.лейт. Дымченко А.М из 72-го ГИАП). И он отмечен в документах потерянным от огня МиГов, то второй В-29 – это, вероятнее всего сбитый 10.11 B-29A №45-21814 (май. Харьковский), попавший в статью «вчерашним» днём из-за разницы во времени, т.к. за 9.11.1950 г. не было больше заявок на В-29.
Но вот F-80, упомянутый в статье, как тяжёлоповреждённый, МиГом в ходе в/б и дотянувший до базы не упомянут нигде.
Т.к. Стройков был ведущим пары, вероятнее всего именно его огонь был результативным и нанёс тяжёлые повреждения этому «шутинг стару». Был ли он восстановлен впоследствии – такой же вопрос, как и его бортовой номер и часть…
И вновь - стрельба не в упор, но весьма результативная. И снова стрелок - ас ВМВ.
Почему не сбил больше? Так больше и не заявлял. Воевали они не долго.
Так что я бы не стал так категорично, Валентин.
Давайте доведём это до логичного конца.