Вот набрел на интересный ресурс.
Советская Гавань аэродром Постовая 41-й иап ТОФ - Страница 6
Адамов Сергей Николаевич, отец которого Адамов Николай Васильевич, служил в 41-ом ИАП собрал очень подробную информацию об этом подразделении …
" ....До середины 1982 г. 41-й ИАП вооруженный самолетами МиГ-23мл базировался на Аэр Постовая в районе Советской Гавани. В августе он был перебазирован к новому месту дислокации на аэр. Буревестник на о. Итуруп. Там он сменил 308-й ИАП, вооруженный самолетами МиГ-21. Данная рокировка была вызвана осложнившейся к весне того же года военно-политической обстановкой в районе Курильских островов и участившимися провокациями со стороны палубной авиации ВМС США. Самолеты МиГ-21 были не в состоянии противостоять современным палубным истребителям F-14 «Томкет», которыми были вооружены американские авианосцы. Назревающий нарыв прорвался 1 сентября 1983 г. инцидентом с южнокорейским самолетом «Боинг-747», который был сбит летчиком 777-го ИАП 11-й ОА ПВО подполковником Г.Осиповичем.
В 1986 г. в 11-ю ОА ПВО вновь передали части истребительной авиации, и 41-й ИАП из расформированной 40-й ИАД ВВС ДВО перешел в состав 24-й дивизии ПВО 11-й ОА ПВО. Управление дивизии дислоцировалось в п. Хомутово на Сахалине.
В октябре 1986 г. решительными действиями летчиков 41-го ИАП подполковника С. Лоскутникова и майора А. Кобзева были предотвращены попытки нарушения нашей границы в районе Южных Курил палубной авиацией с авианосца ВМФ США «Рейнджер».
В конце 80-х годах в полку было сформировано вертолётное звено ПСО (три Ми-8т, которые вскоре заменили более новыми Ми-8мтв).
1 июля 1993 г. под предлогом снятия с вооружения ВВС самолетов с одной двигательной установкой 41 ИАП 11-й ОА ПВО, вооруженный самолетами МиГ-23мл, базирующийся на аэр. Буревестник был расформирован.
До 1996 г. на аэродроме Буревестник дислоцировалась авиационная комендатура, которую в этом году перебазировали на аэр. Постовая."
А здесь начало истории 41-го ИАП
 [показать]
41-й истребительный авиационный полк
(41-й отдельный истребительный авиационный полк)
С 10 марта 1943 г. на основании приказа НК ВМФ № 0039 от 02.02.1943 г. в составе ВВС СТОФ был сформирован 41-й отдельный истребительный авиационный полк трехэскадрильного состава по штату № 030/156. На основании приказа Ком. ТОФ № 0018 от 11.03.1943 г. на формирование нового полка была обращена 3-я ИАЭ 42-го САП ВВС СТОФ. Местом дислокации нового полка вооруженного самолетами И-15бис, И-16 и МиГ-3 стал аэр. Постовая в Советской Гавани.
По состоянию на 1 января 1944 г. в боевом составе полка имелось: 8/6 МиГ-3, 14/9 И-16 и 6/2 И-15бис, 2/2 УТИ-4, 2/1 У-2 и 35 летчиков, из которых 17 были подготовлены к полетам ночью.
На основании циркуляра НГМШ № 01358 от 28.11.1944 г. полк был переведен на штат № 030/256.
К апрелю 1945 г. самолеты МиГ-3 в полку были списаны по износу. Та же участь постигла и более «древние» И-16 и И-15бис. Полк был полностью перевооружен на истребители ЛаГГ-3.
К началу войны с Японией 41-й ОИАП базировался на аэр. Постовая, подчиняясь командиру бригады ПВО Северной Тихоокеанской флотилии. Кроме этого задачей полка было прикрытие пикировщиков 55-го ОПАП при нанесении ими ударов по объектам противника на Южном Сахалине. Это был один из немногих истребительных полков, на вооружении которого сохранились уже раритетные к 1945 г.[1] самолеты ЛаГГ-3. Все истребители МиГ-3 к апрелю были списаны по износу.
В первой половине 1945 г. полк перевооружился на истребители Ла-7, однако к началу боевых действий они еще недостаточно были освоены летным составом. Самолеты на Постовую перегонялись с аэр. Центральная Угловая летчиками 6-го ИАП ВВС ТОФ.
По состоянию на 09.08.1945 г. в боевом составе полка насчитывалось 47/16 Ла-7 и 15/10 ЛаГГ-3. На это количество самолетов имелось только 15 летчиков, из которых только 7 были боеготовые.
К началу войны с Японией 41-й ОИАП базировался на аэр. Постовая, подчиняясь командиру бригады ПВО Северной Тихоокеанской флотилии. Его основной задачей было противовоздушная оборона Главной базы СТОФ – Советской Гавани. Это был один из немногих истребительных полков, на вооружении которого сохранились уже раритетные к 1945 г. самолеты ЛаГГ-3. Поступившие на вооружение полка новые истребители Ла-7 еще не были в достаточной степени освоены летным составом и в боевых вылетах участия не принимали.
С 10 августа самолеты ЛаГГ-3 полка стали привлекаться для нанесения бомбоштурмовых ударов по объектам обороны противника в районе п. Эсуторо, Торо и Усиро. Для этого на самолеты подвешивались по две 50-кг бомбы.
Всего до 14 августа, когда по погодным условиям вылеты прекратились, самолеты ЛаГГ-3 полка успели выполнить 54 самолетовылета на нанесение БШУ.
16 и 17 августа самолеты полка привлекались для поддержки морского десанта в п. Торо, выполнив 30 самолетовылетов.
Уже в ходе боевых действий с 18 августа еще одной задачей полка стало прикрытие Пе-2 55-го ОПАП при нанесении ими ударов по объектам противника на Южном Сахалине. Однако продвижение советских войск на юг сделало невозможным сопровождение пикировщиков на удалениях свыше 250 км и эта задача была возложена на истребители Як-9 других полков. С этого времени полк вернулся к выполнению задач ПВО в районе Главной ВМБ.
За время боев на Сахалинском направлении полк боевых потерь и столкновений с самолетами противника в воздухе не имел. Небоевые потери полка составили один самолет Ла-7.
Всего в интересах ПВО Главной ВМБ флотилии самолетами полка было выполнено 10 вылетов.
При формировании Сахалинской военной флотилии на базе СТОФ с 05.10.1945 г. 41-й ОИАП был выделен в ее состав (приказ Ком. ТОФ № 004 от 02.02.1946 г.).
В послевоенное время (до 1948 г.) в полку проходил службу ГСС майор Савченко Владимир Миронович, удостоенный этого звания еще за Финскую кампанию.
С 01.05.1947 г. на основании приказа ГК ВМС № 001/ов от 12.02.1947 г. 41-й ОИАП был передан в состав ВВС 7-го ВМФ.
В начале 1949 г. полк переучился с самолетов Ла-7 на Ла-11 и летом того же года он временно перебазировался с аэр. Постовая на аэр. Знаменское на другой стороне залива Советская Гавань. Там он сменил 42-й ИАП, который убыл в это время на Сахалин.
В конце 1950 г. полк приступил к теоретическому переучиванию на реактивные истребители МиГ-15. К этому времени полк снова базировался на аэр. Постовая.
1 февраля 1951 г. в полк прибыли первые самолеты с завода в Комсомольске на Амуре. Практическое переучивание на новую авиатехнику происходило на льду бухты рядом с аэр. Постовая, для чего там была раскатана взлетно-посадочная полоса длиной 4000м.
Новая техника недолго задержалась на вооружении полка и уже во второй половине 1952 г. 41-й ИАП получил на вооружение истребители МиГ-17(МиГ-15бис). Для перегонки новой авиатехники было выделено восемь летчиков под командованием заместителя командира полка ГСС подполковника Д.М.Татаренко. В три захода они перегнали из Комсомольска на Амуре на Постовую 24 самолета МиГ-17.
В мае 1953 г. на основании приказа Ком ТОФ № 001 от 06.05.1953 г. 41-й ОИАП был включен в состав 15-й САД ВВС 7-го ВМФ с дислокацией на аэр. Постовая[2].
С 10.06.1953 г. на основании приказа МО СССР № 0054 от 23.04.1953 г. и директивы ГК ВМС № 2/56288 от 25.04.1953 г. 41-й ИАП 15-й ИАД из ВВС 7-го ВМФ был принят в состав 105-го Авиационного корпуса ВМС, перебазированного к этому времени из Порт-Артура в Советскую Гавань.
По окончанию войны в Корее (июль 1953 г.) в полк поступило несколько самолетов МиГ-15 и УТИ МиГ-15, участвовавших там в боевых действиях. Позже их передали в 42-й ИАП на аэр. Корсаков и в дальнейшем в 821-й ИАП на аэр. Хвалынка (Спасск-Дальний).
С 1 февраля 1957 г. на основании приказа МО СССР № 0224 от 30.12.1956 г., в соответствии с директивой ГШ ВМФ № ОМУ/4/30022 от 22.01.1957 г. и согласно приказу командира Советскогаванской ВМБ № 002 от 08.01.1957 г. 41-й ИАП существующий по штату № 98/517-В и вооруженный самолетами МиГ-17, без одной авиационной эскадрильи, на аэр. Постовая был передан из ВВС ТОФ в состав Советскогаванской дивизии ПВО Отдельной Дальневосточной армии ПВО страны. На базе эскадрильи 41-го ИАП была сформирована 175-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья по штату № 98/701 (см. подробнее 175-я ОИАЭ ВВС ТОФ ниже).
В конце 1979 г. полк с МиГ-17 перевооружается на истребители МиГ-23мл. Предварительно на аэродроме вместо железной была уложена и удленнена бетонная ВПП. Пока шли ремонтные работы полк базировался на аэр. Смирных.
В январе 1980 г. полк начал летать на МиГ-23мл и тогда же при проведении очередной реформы ПВО, когда из 11-й ОА ПВО были изъяты истребительные полки, был передан в состав вновь сформированной 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС Дальневосточного военного округа. Штаб дивизии базировался на аэр. Сокол (о. Сахалин). Кроме 41-го ИАП в состав дивизии вошли 528-й ИАП (аэр. Смирных), 777-й ИАП (аэр. Сокол) и 308-й ИАП (аэр. Буревестник).
В истории полка имели место следующие тяжелые авиационные происшествия:
- 22.05.1948 г. в районе Советской Гавани произошла катастрофа самолета Ла-7, в которой погиб помощник командира полка майор Горячев Василий Андреевич.Самолет оказался в зоне воздушной стрельбы другого Ла-7, который пилотировал ГСС майор Д.М.Татаренко. В результате непреднамеренного обстрела самолет Горячева упал в море в 4-5 км на траверзе м. Токи.
- 30.01.1951 г. сразу после взлета из-за отказа двигателя произошла катастрофа учебно-тренировочного самолета Як-11, в которой погибли летчики лейтенант Николаев Николай Иванович (числился по документам в 42-м ИАП, фактически служил в 41-м ИАП) и командир звена ст. лейтенант Терещенко Михаил Иванович.
- 26.05.1951 г. произошла катастрофа самолета МиГ-15 пилотируемого командиром эскадрильи капитаном П.И.Баскаковым (ветераны полка отрицают факт данной катастрофы, очевидно летчик фактически проходил службу в другом полку).
- 27.10.1953 г. днем в СМУ при выполнении полкового вылета (36 машин) с аэр. Постовая на Сахалин и обратно произошла катастрофа самолета МиГ-17 пилотируемого ст. лейтенантом Кононовым Аркадием Павловичем. На возвращении на свой аэродром звено П.С.Сафонова отрабатывало воздушный бой разбившись на пары (Сафонов - Кононов и Буренко - Ханов). В условиях ограниченной видимости из-за сильной дымки МиГ-17 А.Кононова пропал без вести над Татарским проливом. Причина катастрофы не была установлена (предположительно из-за потери летчиком контроля за управлением самолетомлибо потери сознания от перегрузки на пилотаже);
- 26.06.1954 г. днем пара МиГ-17 полка была поднята на перехват Ли-2 летевшего на Сахалин и уклонившийся от маршрута. По выполнению задания при заходе на посадку на аэр. Знаменское самолеты МиГ-17 пилотируемые ст. лейтенантом В.А.Королевым и лейтенантом Семеновым Аргутом Павловичем попала в полосу дымов от лесных пожаров. Самолеты выполняли вылет по тревоге и садились с минимальным остатком топлива. Ведущий ст. лейтенант В.Королев сумел произвести нормальную посадку. Ведомому лейтенанту А.П.Семенову после двух заходов не удалось увидеть полосу. Ему была дана команда руководителем полетов заместителем командира полка подполковником Хвацевым набрать высоту и катапультироваться. Летчик не решился на катапультирование. Израсходовав топливо, летчик посадил самолет на воду бухты. Самолет вместе с пилотом затонул.
На вооружении полка стояли: И-16, И-15бис, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-7, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-23, Як-11.
Командиры полка А.Я.Дижевский (август 1945 г.), И.С.Яковлев (до 1949 г.), И.А.Карпиков (1949-52 г.г.), Долматеня (1952-53 г.г.), В.А.Литвинов (1953-54 г.г.), ГСС В.П.Покровский (сентябрь-декабрь 1954 г.), В.Л.Петренко (1955-57 г.г.), Л.Питерский (1957-59 г.г.), Бойко (до 1994 г.).