Военные отказались от претензий к Су-34, эксперты назвали возможные причины кампании против новосибирских самолетов
// news.ngs.ru
Налет на НАПО имени Чкалова
[12.12.12] Военные отказались от претензий к Су-34, эксперты назвали возможные причины кампании против новосибирских самолетов
Новосибирский авиастроительный завод корпорации «Сухой» — НАПО им. Чкалова — оказался в центре скандала, связанного с качеством бомбардировщиков Су-34. Информацию о том, что «все поставленные в войска Су-34 имеют значительные дефекты, препятствующие их полноценному боевому применению», распространила газета «Известия» со ссылками на многочисленные анонимные источники в военных ведомствах. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, какие претензии предъявляют к НАПО военные и почему новосибирский завод проигрывает многомиллионные иски от Минобороны.
В пятницу, 7 декабря, газета «Известия» рассказала о значительных дефектах во всех бомбардировщиках Су-34, поставленных в войска Новосибирским авиационным заводом имени Чкалова. По данным издания, некая комиссия главкомата ВВС и департамента вооружения якобы подготовила заключение на имя министра обороны Сергея Шойгу о непригодности самолетов Су-34 к боевому применению. Анонимный член летного экипажа назвал главной проблемой Су-34 радиолокатор и прицельно-навигационную систему.
«Заходишь на бомбометание или пуски неуправляемых ракет, а у тебя прицельное оборудование скисло. Разворачиваешься и идешь домой», — пожаловался «Известиям» летчик Су-34.
Другой неназванный офицер наземно-эксплуатационной службы ВВС среди недостатков новосибирских бомбардировщиков назвал «плохую пайку контактов», а также заявил, что «некоторые узлы не пригнаны до конца». Третий источник «Известий» — некий офицер главкомата ВВС — утверждает, что самыми проблемными считаются две машины первой серии, которые с 2006 года находятся в 4-м Центре боевого применения в Липецке. «На них вообще ничего не работает, так и стоят на аэродроме для красоты», — приводит издание его слова.
По данным четвертого источника — анонимного представителя Министерства обороны, участвовавшего в работе комиссии, — в июне этого года Минобороны уже взыскало через арбитражный суд с Новосибирского авиационного завода имени Чкалова более 80 млн руб. неустойки за недопоставленные машины.
В понедельник, 10 декабря, пресс-служба Минобороны в ответ на запрос НГС.НОВОСТИ официально опровергла эту информацию. «Никакой комиссии не было, равно как и заключения», — заявил начальник группы информационного обеспечения Военно-воздушных сил Минобороны полковник Владимир Дирк.
По его словам, вся остальная информация, изложенная в статье «Известий», также не соответствует действительности. Несмотря на это заявление официального военного ведомства, часть информации, изложенной «Известиями», все же подтвердилась. Служба консультационной поддержки публичных информационных систем Высшего арбитражного суда РФ сообщила, что в июне Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Минобороны к НАПО им. Чкалова более чем на 80 млн руб. в счет уплаты штрафов. В октябре 9-й Арбитражный апелляционный суд оставил это решение в силе. Рассмотрение обоих дел проходило в закрытом режиме, тексты решений в открытом доступе отсутствуют.
Член общественного совета при правительственной Военно-промышленной комиссии Александр Люлько считает, что у Минобороны не может быть претензий к качеству новосибирских бомбардировщиков.
«У Су-34 нет аналогов. Эти машины отлично зарекомендовали себя в 2008 году в Южной Осетии, когда с их помощью была уничтожена ключевая грузинская РЛС, — говорит он. — Какие могут быть претензии к качеству сборки на НАПО — тоже не понимаю. Буквально 3 декабря на заседании общественного совета по ВПК [вице-премьер] Дмитрий Рогозин очень хвалил НАПО».
Среди возможных причин появления скандальной публикации г-н Люлько назвал активность «сторонников закупок иностранной военной техники» и попытки журналистов «заставить корпорацию «Сухой», которая не тратится на рекламу, вкладывать деньги в улучшение имиджа».
Член комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Анатолий Локоть также предположил, что новосибирские авиастроители стали заложниками «клановой борьбы за финансирование из Министерства обороны». «Су-34 — отличная машина, я не слышал открытой критики в ее адрес, а сложности на стартовом этапе бывают у любых самолетов», — резюмировал г-н Локоть.
В пресс-службе компании «Сухой» и на НАПО им. Чкалова запрос НГС.НОВОСТИ проигнорировали. На сайте «Сухого» сказано, что двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 является специализированной модификацией Су-27. Он способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч и совершать полеты на расстояние до 4 тыс. км. Боевой радиус Су-34 — 1,1 тыс. км. Каждый борт вооружен 30-миллиметровой пушкой и имеет 12 точек подвески для навесного вооружения общей массой до 8 тонн.
За всю историю было произведено 24 борта Су-34. Из них 7 — прототипы. Первый полет прототипа состоялся в 1990 году.
Серийное производство эксклюзивно развернуто в Новосибирске. Цена одной единицы — порядка 1 млрд руб. (более $30 млн).
На экспорт эти машины не поставляются. В «Сухом» утверждают, что прямых аналогов у незаметного для радаров Су-34 нет: американские F-15E и F-111, европейские «Торнадо» и китайские J-20 лишь по отдельным параметрам догоняют российскую разработку. По условиям государственного оборонного контракта, в 2012 году НАПО должно поставить военным 10 истребителей-бомбардировщиков Су-34 для нужд Западного военного округа. Объемы поставок на 2013-й год точно неизвестны, но в начале этого года Минобороны увеличило объемы поставок Су-34 к 2020 году с 60 до 92 аппаратов.