aФон> Не циклитесь на РД-107. А поймите общие закономерности, азы
Нет, Афон, это Вы зациклились на том, что прочли, а дальше читать не стали, вот как оно обстоит дело-то. Так что не горячитесь, не надо...
Вот смотрите: после полной переделки ФГ РД-107 (это 14Д21) на однокомпонентные форсунки УИ прилично выросло! Это факт, от которого Вам не отмахнуться. Было 2508, стало 2580. Это довольно немало! Там конечно, и давление в КС подняли, но вобщем-то незначительно. Было 5,85, стало 6,0. Учтите еще, что зависимость УИ от давления в КС - крайне нелинейно. То, как растет от 1 до 30 атм и то, как от 30 до 60, это, как говорят в Одессе - "две большие разницы".
К примеру, давление в КС РД-170 аж 24,5 МПа, да еще замкнутая схема, а пустотный УИ всего-то 337. Для сравнения возьмем 8Д716 (РД-111). Там давление в КС всего-то 80 атм. Это, грубо говоря, в три раза больше. А как дело с УИ? У 8Д716 УИ = 317. Но это на 6% всего-то меньше, чем у 11Д521 (РД-170)!!!
aФон> 1. Уход от ВЧ требует ухудшения смесеобразования
Нет, не так. Возможно сделать и иначе. Вы же рассматриваете только одну возможность, потому что не прочитали еще и про другую.
aФон> 2. Двухкомпонентные форсунки не позволяют сильно ухудшать смесеобразование и имеют меньшее время преобразования топлива (а потому более предрасположены к ВЧ-неустойчивости)
Вот те раз! А на РД-170/180 как раз двухкомпонентные форсунки. Но вот решение, которое было принято для борьбы с ВЧ неустойчивостью, в принципе такое же, как и на 14Д21. А на 14Д21 форсунки однокомпонентные.
aФон> 3. Ухудшение смесеобразования ведет к падению УИ из-за ухудшения полноты сгорания
А мы не будем так делать! Мы сделаем вот как: в одних зонах, на определенных форсунках, увеличим время преобразования, а в других зонах, на других форсунках - уменьшим это время. В среднем это время отстанется тем же, но из-за такой неравномерности выгорания ВЧ будут эффективно подавляться, а УИ не пострадает!
Но если все же Вы вдруг решите, что я вот так взял и выдумал это, тогда откройте книгу Васильева и Кудрявцева на стр.273 и прочтите об этом.
aФон> И самые последние данные вопиют о том же самом
раз так, придется сказать несколько слов по РД-107.
В ходе многолетнего серийного изготовления различных модификаций двигателей РД-107/108 выявилась чувствительность запаса устойчивости рабочего процесса в их камерах на режиме главной ступени к нарушениям при изготовлении двухкомпонентных центробежных форсунок. Периодически имели место как отдельные случаи, так и групповые проявления высокочастотной неустойчивости при технологических испытаниях двигателей в процессе их изготовления.
Для устранения указанных недостатков на базе смесительной головки камеры двигателя 8Д716 (РД-111) в Приволжском филиале была спроектирована новая смесительная головка, в которой использованы однокомпонентные центробежные форсунки горючего и окислителя, часть из которых выдвинута в огневое пространство на 30 мм и образует антипульсационные перегородки в виде замкнутого четырехугольного контура в центре смесительной головки с расходящимися к периферии восемью лучами
В качестве дополнительной меры для повышения устойчивости рабочего процесса форсунки окислителя и горючего смесительной головки разбиты по расходам на три класса с разбросом расходов для первого и третьего классов относительно второго на ±10%.
обращаю внимание на фразу - "разброс расходов"!
И то, что часть форсунок была выдвинута вперед!
И еще раз - УИ
выросло, а не упало!
aФон> На словах, а на деле УИ обязан был упасть, потому что ВЧ давятся именно ухудшением смесеобразования, они и не скрывают, что именно УВЕЛИЧЕНИЕ диаметра дырок форсунок и помогло
А на деле - лучше Вы возьмите статью Офелейна и прочитайте, что там помогло на самом деле, и на сколько увеличился УИ. Они там не скрывают, что вначале УИ у них упал. Но потом - вырос! Там подробно изложена история борьбы с ВЧ неустойчивостью в F-1, разобраны разные варианты, которые испытывались. А окончательное резюме (т.е. выводы) на стр. 19 по PDF.
aФон> У Ф-1 изначально были однокомпонентные форсунки, поэтому бороться с ВЧ они могли только ухудшая смесеобразование, и, как следствие, жертвуя УИ
Вот Вы мимо пропускаете, что написано как раз в той цитате, что Вы и приводите - "careful changes included readjustment of the angles at which the fuel and oxidizer impinged". А это именно и есть самый существенный момент!
aФон> поэтому повышение полноты сгорания было парировано увеличением времени преобр. топлива
Как это так? У Вас одновременно и ухудшение полноты сгорания и увеличение времени преобразования - одно другое никак не компенсирует!