xab> Интересен именно оптимальный баланс, когда допустим задачи ПВО и разведки решают АВ, задачи непосредственной доставки БП до цели решаются болеее дешевыми(возможно) КР.
Вероятно, варианты такого "оптимального баланса" будут существенно различаться для различных операций - в зависимости от задачи, региона, противника и прочих обстоятельств, в частности и от фазы операции.
A.M.>> большие АВ дают возможность правительству и командованию при необходимости в считанные дни, не завися ни от кого и не становясь в позу просителя (о предоставлении баз, разрешений на пролет и пр.) перебросить в практически любой важный район мира авиагруппу, сравнимую или превосходящую по боевой эффективности с национальными ВВС большинства стран мира. А если надо – и несколько таких авиагрупп.
xab> НК с КР обладают теми же возможностями оперативного маневра.
- в некоторых отношениях, почти... пока действуют под "зонтиком" авиационного прикрытия с АВ и могут позволить себе "роскошь" думать в первую очередь о выполнении ударных задач а не о выживании в зоне господства авиации, флота, ПЛ и береговой обороны противника. Возможности по освещению обстановки также не будем сбрасывать со счетов (большие АВ могут нести и несут самолеты ДРЛО).
xab> Причем, насколько я помню, например в "Буре в пустыне" КР в начальной фазе операции, до подавления ПВО, отводилась ключевая роль.
xab> Применение авиации усилилось во второй фазе, после подавления ПВО. Как я раньше пологал это было обоснованно меньшей стоимостью авиационной состовляющей, по сравнению с КР.
- т.е. изменилась фаза операции и условия (в рамках одной и той же операции) - соответственно сместились показатели "оптимального баланса" и изменилась тактика... что и стало возможным осуществить благодаря гибкости и многофункциональности АУГ как она есть...
xab> Однако именно экономическая выгодность подвергается сомнению.
- ИМХО, в военнном деле "экономическая эффективность" (по крайней мере в узко финансовом смысле)- показатель полезный, но не всегда самый полезный и важный. Несколько утрируя: если некая система оружия чрезвычайно дорога (при этом все же посильна стране по бюджету), однако обладает такими возможностями что резко повышает вероятность выиграть войну (а то и вообще одной угрозой применения без войны навязать противникам свои условия) - вопрос о ее необходимости выходит за рамки чисто экономических показателей и переходит в политическую плоскость (т.е. к вопросам геополитического положения, амбиций и стремлений этой страны и приоритетов ее политического руководства). Проецируя эти вещи на США - наблюдаем, что за последние лет 60 их АУГ им как бы не очень помешали, скорее наоборот.
xab> Другая задача, которую не могут решать КР это непосредственная поддержка, но здесь нужны аппараты несколько иного класса чем стоящие на вооружении АВ.
Разумеется всегда следует стремиться к вариантам лучшим, чем имеющиеся... но пока что, во многих кампаниях проводимых при участии флота США, непосредственная поддержка осуществлялась (в частности) имеющейся палубной авиацией вполне успешно.
xab> При этом инеоцию и консерватизм развития американских ВМФ тоже нельзя ИМХО не брать в расчет.
Разумеется. Но есть и такое понятие как "здоровый консерватизм": нет необходимости отказываться от освоенного и испытанного инструмента, который работает.
A.M.>> Они могут нанести удар и отойти – а могут оставаться в регионе неделями, держа ситуацию под контролем и решая как задачи поражения удаленных (в т.ч. стратегически важных) целей, так и задачи непосредственной авиационной поддержки, мониторинга ситуации, разведки, блокады, прикрытия десанта и т.д. и т.п. с большей гибкостью, чем ракетные корабли без АВ.
xab> Те же самые задачи может решать групировка с АВ ПВО и НК с КР.
Может; но (если любой из компонентов группировки, например АВ, будет "урезан") с соответственно меньшей эффективностью. Далее приведу несколько цифр.
xab> Или АВ вооруженный КР ( ой, что-то знакомое получается ).
Да, знакомое... но это был бы вынужденный вариант. По устоявшемуся (и основанному на богатом опыте) старших офицеров ВМС США, АУГ из специализированных кораблей (из которых самым специализированным является сам АВ - оптимизированный именно и только как АВ) решает задачи более эффективно, чем любые "гибриды". Опять-таки намеренно (несколько) утрируя: какие бы самолеты ни посадили на модернизированные "Исэ" и "Хъюгу" (хоть реактивные), это не сделало бы их лучшими авианосцами, чем "Арк Ройал" или "Эссекс".
xab> Хотелось бы цифр. Как за, так и против.
Видите ли, чтобы оперировать подобными цифрами - надо было бы сначала всем, кто их приводит, четко договориться, на основе чего эти цифры выводятся и рассчитываются, и справедливо учесть все факторы. А этого-то и нет. Приводится (критиками больших АВ) цифра, показывающая относительную "дешевизну" использования КР по отношению к палубной авиации - и при этом игнорируется, что само такое использование КР возможно только в обстановке господства на море и в воздухе, достигаемого при посредстве этих самых АВ... Лично мне кажется, что сама такая постановка вопроса ("что лучше...") неверна. "Оба лучше" (и АВ и ракетные корабли) - когда работают вместе, прикрывая друг друга и взаимно преумножая достоинства и сильные стороны.
Ну и напоследок несколько цифр - по поводу больших или меньших АВ. Систематические исследования по вопросу, как за наименьшую цену построить построить наиболее эффективные авианосные силы, проводились в США по крайней мере с 1957 г. Все они неизменно приводили к выводу, что оптимальным является крупный АВ с возможностью оперировать авиакрылом по крайней мере в 80 ЛА. Когда разрабатывалась концепция CVX ("Дж.Форда"), с 1996 г. по 2000 г. было проанализировано по крайней мере 76 возможных вариантов, получили вывод: оптимальным вариантом является разработка нового АВ в размерах и на базе типа "Нимиц".
Также в процессе этих исследований был получен вывод, что уменьшение размеров авианосцев приведет к весьма умеренному сокращению стоимости, в то время как их боевые возможности сократятся значительно сильнее.
Анализ по программе CVX показал, что АВ с авиакрылом в 75 ЛА и водоизмещением в 100 000 т. обойдется лишь на 8 процентов дороже, чем корабль в 65 000 т. на 55 ЛА. При этом корабль в 100 000 т. будет способен обеспечить в единицу времени на 100% больше боевых вылетов, чем корабль в 55 000 т.
Сравнивая корабль в 100 000 т. (75 ЛА) с АВ в 80 000 т. (65 ЛА) получили, что первый обеспечит на 35% больше боевых вылетов в единицу времени, будучи лишь на 5% дороже.