SkyDron> Коментарий в стиле "сцуко" в данном месте является не уничижительным , а откровенно стебным над представитемя секты "заговоронаркомоненавистиков".
У меня порой возникают смутные подозрения, что в подростковом возрасте ты сильно перечитал историко-приключенческой и детективной литературы, причем в библиотеке у тебя явно преобладали книги периода 30-х годов прошлого века, в связи с чем, у тебя сформировался комплекс «Борца с врагами народа». Об этом явно свидетельствует твой сугубо специфический лексикон: "злодеи-саботажники", "замнаркомы-душители", и т.п., используемый тобой, как ты утверждаешь, «исключительно в неприкрыто-саркастичном смысле».
В ответ на твои упоминания неназванных «сектантов» и «сторонников теории заговора замнаркомов», также позволю себе впредь небольшую вольность – присвоить тебе почетное звание «Борца с врагами народа», сокращенно БВН, и использовать его в общении с тобой по своему усмотрению...
Поскольку ты не берешь себе за труд ответить по делу на мои неоднократно задаваемые элементарные вопросы, то я также позволю себе проигнорировать все твои длинные «простыни». Давай по пунктам разберемся, что у нас с тобой остается в «сухом остатке»?
Сперва сверим исходные позиции относительно твоей «теории заговора». Я говорил о том, что министр авиапромышленности П.В. Дементьев и ген.конструктор А.Н. Туполев (но он в гораздо меньшей степени – просто в силу его подчиненного по отношению к министру положения) с самого начала работ ОКБ Сухого по Т-4 сделали все возможное для того, чтобы эта тема была закрыта. Твоя позиция сводится, по сути, к отрицанию самого факта хоть какого-нибудь отрицательного влияния П.В. Дементьева (и А.Н. Туполева) на судьбу темы Т-4, и к утверждению, что эта тема была закрыта, по сути, самим П.О. Сухим «со товарищи» из ОКБ, которые по каким-то не вполне ясным причинам саботировали ее выполнение. Потому что с твоей точки зрения, кроме как саботажем назвать их отношение к проведению работ по этому самолету (неспешное проведение летных испытаний, и т.п.) нельзя. Ну, то есть суховцы «не смогли», да и «не очень-то и хотели». В итоге –
только волей пославшей мя жены из-за затяжки сроков испытаний П.В. Дементьев просто ВЫНУЖДЕН был закрыть эту тему, которая к тому времени уже почти два года, как по факту была приостановлена САМИМИ суховцами. Так, я ни в чем не ошибся, и ничего не забыл?
Я понимаю, что тебе очень хочется присовокупить к этому, еще и твою любимую теорию о том, что в руководстве ВВС и МАП к этому времени уже т.с. «поспело» творческое переосмысление необходимости Т-4 для нужд Родины - ввиду появления у противника новых средств обороны (F-14) и ставшей неизбежной в этой ситуации смены форм и методов борьбы в воздухе. А это, в свою очередь, явилось еще одним довольно существенным фактором, сыгравшим отнюдь не в пользу продолжения дальнейших работ по Т-4. Я ничего не перепутал?
Вынужден тебя огорчить – я не намерен здесь далее развивать эту тему, поскольку слушать твои словоизвержения еще и по этому поводу, а тем более, отвечать, стало бы слишком большой нагрузкой для моего «слабого разума», я и так вынужден уже третью неделю поправлять свое изрядно пошатнувшееся здоровье...
Для начала у меня к тебе предложение - дабы далее не использовать твой излюбленный, но далекий от смысла жизни термин «заговор», я предлагаю назвать то, чем Дементьев занимался по отношению к Т-4, немного по-другому. Ну, к примеру, реализацией «здравой технической политики» (ЗТП). Нет, я не настаиваю, можешь сам выбрать наиболее близкий тебе по духу термин. В помощь тебе:
Об утверждении Положения о Министерстве авиационной промышленности
там ты найдешь массу функций, которые должен, просто обязан был по должности выполнять министр авиапрома, ну, как тебе, к примеру:
- «выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины;
- обеспечение при минимальных затратах общественного труда производства высококачественной продукции, повышение эффективности производства, улучшение использования основных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов»;
Вполне можно использовать как предлог для свертывания работ по Т-4 – ведь с внедрением его в серию, по сравнению с Ту-22М, будет явный геморрой, ни «плана», ни «минимальных затрат», ни «повышения эффективности производства»…
К чему я все это? А к тому, что пора тебе уже немного «вырасти над собой», и понять, что во взрослой жизни все немного сложнее, чем в детстве. Петр Васильевич Дементьев был отнюдь не злодеем. Он был, вполне возможно, неплохим человеком, и однозначно - исключительно грамотным специалистом в своей области, прошедшим по служебной иерархии всю лестницу, от начальника цеха до министра, воспитанным в сталинские времена, и исключительно хорошо знавшим все механизмы тогдашней системы власти. У него – просто в силу того, что он работал в этой системе на руководящих должностях аж с 1941 года – был огромный опыт, и сложились свои, очень непростые взаимоотношения со всеми главными конструкторами. Кому то он явно симпатизировал, кто-то ходил у него в пасынках. Я даже не буду сейчас называть никаких фамилий, потому что в этом случае, с твоей стороны немедленно последует поток гневных опровержений. Скажи просто - в жизни так бывает? Ты не исключаешь такой вероятности? А если да, то как ты думаешь, это могло отражаться на работе? И, тогда возможно, что отголоски этих взаимоотношений, так или иначе, выплескивались в виде принятия конкретных технических решений?
С другой стороны, как ты думаешь, существовала ли в советской системе власти хоть какая-то субординация? Т.е. имел ли, к примеру, какой-нибудь абстрактный начальник право в пределах своей компетенции принимать конкретные решения и давать приказы и указания своим подчиненным? Учитывались ли при этом приказы и указания вышестоящего руководства? А его даже невысказанное вслух, но явно и недвусмысленно оформленное и доведенное до сведения подчиненных мнение могло учитываться? Если ты ответишь утвердительно, то я продолжу:
Вот представь себе, что перед Дементьевым, в 1960 году, а в тот момент, как ты знаешь, страной руководил Н.С. Хрущев, стояла достаточно сложная задача. С одной стороны, нужно было по возможности удовлетворить требования «Микиты» в плане сокращениия авиационной тематики, а с другой, опять таки по возможности, сохранить по максимуму, хоть и в ослабленном виде все основные КБ и их тематику работ. Это можно назвать «инстинктом самосохранения», ведь при полном «разгоне» авиапрома - чем бы ему оставалось руководить? А можно назвать и проявлением «государственного подхода» к решению задач в условиях волюнтаристских методов руководства. Не суть важно. Факт в том, что Хрущев задачу поставил четко: надо сокращать раздутую авиационную тематику, и его тоже можно было понять – в стране действительно не было лишних денег. А указания начальства принято выполнять без обсуждения.
Что получилось в результате мы знаем – тематика многих авиационных КБ в начале 60-х была действительно существенно урезана. Однако Туполева Дементьеву трогать было не с руки, слишком велик был авторитет «патриарха». Нужно было найти какой-то политический ход, и Дементьев нашел его - дабы придать ситуации «обрезания» тематики у Туполева видимость объективности был объявлен «конкурс» на разработку нового пепелаца с заранее запрограммированным результатом . Какую конкретно задачу ставил тогда перед собой Дементьев, можно только предполагать. К примеру, он хотел просто «потянуть» время, в этой ситуации комиссия по его мнению могла дать рекомендации о том, что требуется дополнительное время для формирования концепции будущего самолета, а там – «или хан помрет, или ишак сдохнет»… Или ему хотелось немного «пообтесать» Туполева, заставить его отказаться от создания прямого аналога «Валькирии», на что тот первоначально замахивался, а по результатам конкурса дать ему задание на машину меньшей размерности. Хрен его знает. Фактом является лишь то, что на практике события повернулись немного не так, как Дементьев рассчитывал, «и на старуху бывает проруха»: конкурс совершенно неожиданно выиграл Сухой. В этой ситуации Дементьев вынужден был пойти на прямое унижение – сам поехал к Сухому, и сам предложил ему «слить» результаты конкурса, отказаться от работы. О том, что с аналогичной просьбой к Сухому обращался и Туполев – также общеизвестно, как и то, что ему ответил по этому поводу Павел Осипович. Оба эти эпизода описаны в книге О.С. Самойловича, надеюсь, ты не будешь здесь оспаривать его воспоминания? А если нет, скажи, пожалуйста, могли оба наши героя по отношению к Сухому «затаить в душе некоторое хамство»?
Показателен в этом смысле эпизод, пересказанный Р.Л. Бартини, который стал свидетелем беседы Сухого с Дементьевым и Туполевым, в ходе которой Александр Николаевич очень по-доброму, по-товарищески отнесся к просьбе Сухого о предоставлении ему вибростенда для частотных испытаний «100-ки», думается нет нужды пересказывать, все здесь присутствующие и так помнят, чем закончилась та беседа. О том, что рассказывал в своих воспоминаниях относительно «боданий» на министерском «Олимпе» между Т-4 и Ту-22 Е.А. Федосов, тут тоже упоминалось…
Нет, я понимаю, для тебя все эти свидетельства очевидцев - лишь «косвенные улики», о том, что именно П.В. Дементьев на практике реализовал в отношении «100-ки»
заговор ЗТП (расшифровку см. выше) говорить нет оснований. А воспоминания главного конструктора Н.С. Чернякова - это тоже не довод? А воспоминания Рогозина-старшего, который был старшим военпредом на ТМЗ в период с 1964 по 1971 год, как раз, когда там строили опытные Т-4 – тоже «мимо кассы»? Ведь они говорят вполне конкретные вещи о том, кто и что говорил, какие решения принимались. В мелочах они могут ошибаться, но в целом, согласись, мозаика складывается довольно однозначно. Заметь, никто из них НИЧЕГО не говорит о том, что суховцы САМИ, по собственной инициативе «забили» на машину и прекратили ее испытания. Когда так много людей складно «дуют в одну дуду» это о чем-нибудь свидетельствует?