нда уж, одни бонусы - и ничего про недостатки
- как-то подозрительно
Постановка задачи
Надо отметить, что корветы являются многоцелевыми кораблями с весьма разнообразными задачами. Поэтому с
истемы их вооружения должны быть либо универсальными, либо легко заменяемыми.
Одной из наиболее универсальных систем НК является авиационное вооружение в той или иной комплектации. Сегодня – и особенно в перспективе – возможности авиационного вооружения заметно расширяются в связи с совершенствованием и все более широким применением беспилотных ЛА. Учитывая возможности авиационных систем, а также перспективы их совершенствования, можно считать, что
корвет будущего должен нести вертолет и несколько беспилотников. Для возможно более полной реализации возможностей вертолета это должна быть либо ударная, либо противолодочная машина, что определяет ее существенный вес и диаметр несущего винта.
Однако авиационное вооружение предъявляет повышенные требования к различным качествам и характеристикам кораблей, что должно быть учтено при оценке возможностей корветов различных архитектурно-конструктивных типов.
Следует отметить, что
создание легко заменяемых (контейнеризованных) систем вооружения также стоит на повестке дня, но это является проблемой весьма специфической и заслуживает отдельного рассмотрения. Однако уже сегодня надо иметь в виду, что и контейнеризованные системы будут предъявлять собственные специфические требования к характеристикам НК всех типов.
Отметим, что
для полноценного использования вертолета в течение 7-8 часов в сутки необходимо наличие ангара, в котором вертолет будет проходить техническое обслуживание и текущий ремонт. Очевидно, что и для обслуживания беспилотных ЛА необходимо иметь на борту специальное помещение и соответствующие системы и устройства для их обслуживания.
Для максимального увеличения времени возможного применения авиационного вооружения необходимо обеспечить наибольшую возможную мореходность.
В основном именно мореходность сегодня существенно ограничивает применимость достаточно тяжелых вертолетов на малотоннажных НК.
Таким образом, применение авиационного вооружения максимально возможной комплектации требует следующих дополнительных качеств перспективного корвета по сравнению с существующими:
– увеличенной площади верхней палубы (для приема и обслуживания всех ЛА) и нижних палуб (для размещения дополнительного личного состава и вспомогательных систем);
– повышенной поперечной остойчивости для обеспечения безопасности плавания при приеме тяжелого вертолета и его несении на верхней палубе;
– повышения прочности ВП для безаварийного приема вертолета;
– увеличения полезной нагрузки для приема всех ЛА, их запасов и оборудования;
– максимального повышения мореходности (то есть снижения амплитуд качки, ее скоростей и ускорений) для обеспечения наибольшей безопасности работы ЛА и их обслуживания, а также для обеспечения максимального возможного по погодным условиям времени работы ЛА – как наиболее зависящей от погодных условий системы – на заданных акваториях.
Все эти дополнительные условия наиболее просто могут быть выполнены при использовании многокорпусных корветов, поскольку все типы многокорпусных объектов отличаются именно повышенной площадью палуб, повышенной или высокой (в зависимости от типа) мореходностью, увеличенными внутренними объемами и площадями внутренних палуб, а также практически не имеют ограничений в отношении поперечной остойчивости.
Каждый тип многокорпусных объектов имеет собственную специфику, которая может быть эффективно использована для различного назначения и водоизмещения.
Как теоретически, так и практически неоднократно показано, что для достаточно крупных объектов с водоизмещающим и переходным скоростными режимами наибольшей мореходностью отличаются объекты с малой площадью ватерлинии.
Благодаря особенностям своей архитектуры корабль с МПВ обеспечивает мореходность такую же, как традиционный однокорпусный корабль в 5-15 раз большего водоизмещения (в зависимости от достигнутой степени относительной малости ватерлинии КМПВ).
Однако и типы многокорпусных КМПВ достаточно многообразны, так что дальнейший выбор типа зависит от исходных требований и принимаемых промежуточных технических решений. Пример такого "дерева решений" показан ниже для двух вариантов корветов с малой площадью ватерлинии.
Выводы, рекомендации
1. Представляется, что показанные характеристики относительно дешевых корветов с ударным вертолетом и беспилотными аппаратами могут быть обеспечены только применением кораблей с малой площадью ватерлинии.
2. В настоящее время судна такого назначения с такими характеристиками нет на мировом рынке, хотя периодически появляются сообщения о заинтересованности различных стран в таких судах.
3. Поэтому дальнейшее проектирование вариантов корвета с малой площадью ватерлинии одним из отечественных КБ и освоение постройки таких кораблей одной из верфей могло бы открыть не только перспективу пополнения отечественного ВМФ кораблями с принципиально новыми возможностями, но и выхода на мировой рынок с уникальным продуктом отечественного судостроения.
http://flotprom.ru/publications/science/hull/twocorvettevar/