PPV> PPV>> Твоя позиция сводится, по сути, к отрицанию самого факта хоть какого-нибудь отрицательного влияния П.В. Дементьева (и А.Н. Туполева) на судьбу темы Т-4
SkyDron>> Нет.
PPV> Вот как? Это уже прогресс…
Совершенно верно - прогресс. Твой. Ты начинаешь переставать приписывать собеседнику того чего он не говорил.
Я нигде не говорил про отсутствие «отрицательного влияния».
Я всего лишь показал КОГДА началось «отрицательное влияние» и в чем оно РЕАЛЬНО выражалось.
И перечислил такую прорву «отрицательно влиявших» объективных факторов , что должно быть понятно , что попытки оправдать провал программы Т-4 какими-то там «кознями и амбициями» - наивны и являются классической конспирологией в чистом виде.
Теория заговора тут явно несуразна и не объяснима ни логикой ни здравым смыслом.
SkyDron>> Моя позиция изначально сводится к освещению объективных факторов приведших к "закату" программы Т-4. И к показанию несостоятельности "теории заговора" - т.е. "доказательству от противного".
PPV> А, я понял. Ты сторонник классической логики.
Не только. Я еще сторонник сбора и анализа фактов.
И что ты имеешь против логики ? Если логика , факты и здравый смысл противоречат «теории заговора» - тем хуже для последней.
PPV>Только вот в чем беда, неверный выбор тобой антитезы сводит твое доказательство к нулю.
Мы затем тут время и убиваем чтобы понять чьи же "доказательства" более убедительны.
Вот и посмотрим.
PPV>Причем оно (руководство МАП) осуществляло эту ЗТП отнюдь не только после того, как вместе с руководством ВВС внезапно «прозрело» в отношении «убогости» самолета, «невыполнения» им ТЗ, «непомерной стоимости» программы, и т.п., а все время своего нахождение на этом посту.
Это просто вранье.
Программа Т-4 долгие годы пользовалась огромной поддержкой и со стороны МАП и со стороны ВВС.
И все "" в твоей фразе выше неуместны. А "убогость" вообще не в тему.
«Убогими» были только показанные Т-4 результаты.
Сам концепт («красивые плакаты») был вовсе даже не убогим.
Необходимость достижения заявленных характеристик (безотносительно технической возможности) была спорной , но сами по себе проектные характеристики были очень высокими.
Т-4 должен был стать гораздо более «крутым» и «экстремальным» самолетом чем
гораздо более простой SR-71 , стоимость и сложность эксплуатации которого стали притчей еще во время его службы.
PPV> Доказательства – выделение для ОКБ в 1965 году в качестве производственной базы для постройки самолета «слабосильного» завода – ТМЗ
Это действительно доказательство , только совершенно обратного.
Четко было сказано, зачем в качестве базы для ОПЫТНОГО производства выбрали ТМЗ.
Еще раз : ТМЗ - одно из самых передовых предприятий по работе с жаропрочными сплавами , имеющее значительный опыт по теме + расположенное рядом с КБ и МАП.
Прежде чем начинать крупносерийное производство столь новой конструкции , нужно было освоить просто прорву технологических новшеств - в частности по работе с титаном.
И создать технологическую оснастку
которой просто не было на серийных авиазаводах , никогда ранее серьезно с титаном не работавших.
Вряд ли какой-то из "больших" серийных авиазаводов с этой задачей справился бы быстрее чем ТМЗ.
И только после отработки технологий и создания соответствующей технологической оснастки планировалось передать серийное производство на "серийный" завод.
Причем твой тезис об "эксклюзивности и избранности Казанского АЗ" совершенно несостоятелен , что было показано выше.
Точно так же была показана и совершенная несостоятельность тезиса о "перегруженности КАЗ пропихнутым в производство Туполевым сырым Ту-22М".
В N-ный раз :
- Ту-22М0-М1 - фактически опытные самолеты , производившиеся мелкой опытной серией только для испытаний. Никаких иллюзий по поводу того что опытные самолеты с нештатными двигателями и «временным» БРЭО от старого Ту-22 пройдут на вооружение ни у кого не было.
Уже говорилось – Туполев работал не дожидаясь «подтягивания» смежников – что бы не терять время , ибо «подписался» под очень жесткими сроками.
- В случае если бы Туполев и смежники (а "тормозили" больше они - в частности с двигателями и БРЭО) не добились бы прогресса с Ту-22М2 , этот самолет вообще бы не запустили в серию - как и многие до и после него.
Тем более что перед глазами был свежие примеры "принятого со скрипом" Ту-22 и практически провального (несмотря на огромные усилия и достижения) Ту-144.
Фактически реальное серийное производство удовлетворительного Ту-22М2 началось уже после провала испытаний Т-4.
- КАЗ совершенно свободно потянул параллельное производство Ту-22М и
Ил-62.
На вопрос "а почему Т-4 сгубили не в угоду амбициям Ильюшина оккупировавшего КАЗ ?" ты, разумеется, не ответил.
Более того - параллельно Ту-22М и Ил-62 КАЗ позже потянул еще и производство такого монстра как Ту-160.
Так что остается только повторить ранее озвучивавшийся тезис :
Было бы ЧТО производить и было бы ЗАЧЕМ. Тут же нашелся бы серийный завод - хоть Казань , хоть Воронеж-Таганрог-Самара-Ульяновск...
PPV>и обрекание тем самым программы на долгострой....
"Долгострой" был вызван огромной сложностью задачи , и фактическим провалом работ по ряду ключевых систем Т-4.
Никакой КАЗ этих проблем не решил бы - он мог бы "только" выпускать серию уже доведенных КБ машин по освоенной на «опытном» предприятии (ТМЗ) технологии.
PPV> отказ в выделении любого другого завода для производства машины.
Говорить об "отказе с серийным заводом" можно только когда :
1) Опытная машина удовлетворительно проходит испытания.
В случае дефицита времени возможна передача неготовой машины в серию , если есть уверенность что проблемы решаемы.
С Т-4 говорить об удовлетворительных испытаниях не приходится. Сложности там такие были что сама возможность довести проект была под большим вопросом.
Кидаться «очертя голову» в развертывание массового производства очень дорогой и крайне рискованной в техническом плане конструкции было неразумно.
Если БЫ 3-4 опытных борта собранных на ТМЗ показали обнадеживающие результаты + был виден прогресс у смежников - вопрос о серии стоял бы «в полный рост».
2) Перед "отказом" должна быть просьба "предоставить любой серийный завод".
Под Т-4 изначально выделили Казань , хотя напрашивалось выделение Воронежа не загруженного и только что успешно освоившего снятый с производства Ту-144.
В Казань даже начали было завозить технологическое оборудование для Т-4...
- Была ли просьба предоставить например Воронеж «потянувший» перед этим Ту-144 ?
- Был ли официальный отказ МАП на эту просьбу ?
- Если отказ был , то чем мотивированный ? Как на этот отказ отреагировали КБ , ВВС , высшее руководство страны ?
Вопросы риторические…
PPV> Вот Туполеву для постройки опытных Ту-22М0 сразу дали КАЗ....
Туполеву ничего особого не "дали".
У него в Казани уже была производственная база , точно так же как у Ильюшина например.
На КАЗ до этого производился Ту-22.
PPV> это, с твоей точки зрения, было логично.
Это более чем логично - это очевидно целесообразно. И не только с моей точки зрения.
Или может быть ты думаешь что опытные Ту-22М надо было делать где-нибудь на «вотчине» Антонова или Бериева ?
Или у Сухого Новосибирск с Комсомольском «отобрать» специально под опытную серию ?
А то какое-то непоследовательное «гнобление» Сухого получается …. : D
PPV> А тебе не кажется, что для Сухого любой другой серийный завод, только в силу бОльшей мощности подошел бы больше, чем ТМЗ...
Нет.
Я склонен разделить мнение тогдашнего МАП об оптимальности ТМЗ для отработки "титановых" технологий и сборке первых опытных образцов Т-4.
В случае успеха - развертывание серийного производства на "большом серийном заводе" типа Воронежа , Казани и прочих перечисленных.
Это оптимально и логично. И не надо никого ни от куда "выгонять".
Военные , обнадеженные «обещаниями» Сухого уже предвкушали огромную серию в 250 машин - ни у кого даже мыслей не возникало что СЕРИЙНОЕ производство такого количества Т-4 пойдет на ТМЗ.
Для серии сразу наметили КАЗ.
Только «большая» серия должна начаться после того как :
1) Опытные Т-4 удовлетворительно пройдут летные испытания.
2) Смежники сумеют справиться с задачей по ключевым системам – БРЭО ,
вооружению , двигателям.
3) ТМЗ достаточно освоит работу с титаном и отработает технологическую остнастку для передачи на «серийный» завод.
По всем трем пунктам – провал.
Итог программы закономерен – epic fail.
PPV> там выполнили бы постройку опытных машин гораздо быстрее, чем на ТМЗ.
Я так не думаю.
Ту-22М имел вполне традиционную алюминиевую конструкцию , без всяких страстей с освоением титана.
Даже освоение КИС не доставило каких то новых особых проблем .
Кстати , что характерно - освоение производства титановых элементов КИС тех же сверхмассовых МиГ-23/27 и Ту-160 тоже велось на базе ТМЗ...
Позже и основные работы по «Бурану» там велись , что вполне четко показывает что ТМЗ рассматривался как «передовая база» для отработки новейших сложных технологий.
PPV>Сравни: ТМЗ в период с 1965 по 1973 год, т.е. за 8 лет с грехом пополам построил 4 самолета Т-4, включая 1 планер для статиспытаний и 1 планер в агрегатах, а КАЗ в период с 1967 по 1971 год, т.е. за 4 года – 10 самолетов Ту-22М0.
А ВАЗ тем временем штамповал тысячи "Жигулей"...
Намек понятен ?
Прежде чем "сравнивать" нужно осознать очевидную и элементарную вещь :
Т-4 был гораздо дороже и сложнее в производстве чем Ту-22М , и речь не только и даже не столько о самом планере - в 1ю очередь об огромном объеме работ по освоению "титаново-3х маховых" технологий.
Нельзя было просто «взять и начать штамповать на мощном серийном заводе» такое изделие как Т-4.
Неужели это до сих пор непонятно ?
Вот если бы ТМЗ «соревновался» с КАЗ по скорости строительства опытной серии Ту-22М0-1 , то КАЗ наверняка бы победил.
Только у нас речь не о сфероконных соревнованиях в жанре альтернативной истории.
PPV>Как считаешь, в равных условиях были соперники?
Разумеется нет. Причем с самого начала - еще задолго до «выделения заводов».
И результат соответствующий - Туполев за 5 лет делает боеготовую машину , еще через 2 года ее доводят и официально принимают на вооружение.
У Сухого - после 10лет работы над проектом и 3х летней сборки опытного борта - за 4 года 10 полетов "пустого" планера.
С совершенным глушняком по подтверждению проектных характеристик и (независимо от ЛИ) провалом смежников по ключевым системам.
Вот если бы отобрали у Туполева с Ильюшиным Казань - то точно бы "поперло" ... ага.
Типа сделали бы за 4 года не 4 титановых планера а 14…
Резко бы исчез перегруз в 28тонн (по максимальному ВВ - ~60тонн), уникальные «экстремальные» движки перестали бы безбожно жрать керосин и начли бы выдавать проектную тягу при нормальном ресурсе , не потребовалось бы радикально увеличивать емкость баков , перестали бы глючить шасси , резко бы получились РПП для ГСН и РЛС , получилась бы чудо-ракета Х-45 , появились бы все "чудо-контейнеры" и далее по длинному списку...
Всего то нужна сущая малость - выгнать с КАЗ (и неприменно с него) "оккупантов" Туполева и/или Ильюшина...
Ну и расстрелять «эпического троцкиста» Дементьева душившего все доброе и светлое в угоду «гнать план»…
PPV>Ты, мне помнится, долго стебался над тем, что Казань - не единственный завод в СССР, на котором можно было бы развернуть работы по Т-4.
Я не стебался , а спокойно приводил факты.
И тебе нечего на них возразить , при том что твой тезис об "избранности и незаменимости КАЗ" - один из "краеугольных камней" теории о заговоре проклятых туполевых-дементьевых.
Встречный вопрос «а почему не Воронеж например ?» тут же вводит апологетов теории заговора в ступор и отправляется «в игнор».
PPV>Ну, даже если так, скажи, пожалуйста, почему Сухому ВОБЩЕ НЕ ВЫДЕЛИЛИ НИЧЕГО, КРОМЕ ТМЗ?
Сухому выделили огромные ресурсы.
1) На Сухого работала куча предприятий-смежников , причем не абы каких , а самых передовых.
2) И Сухой и смежники получали более чем щедрое финансирование работ и имели и ресурсы и время. Если это не поддержка проекта , то что ?
3) ТМЗ вероятно наилучшим образом подходил для освоения ОПЫТНОГО производства титанового планера. Ни один "крупносерийный" авиазавод не имел потребных технологий и бОльшего опыта по "титану" для того чтобы "с ходу" начать ваять конструкцию подобную Т-4.
4) Если бы программа Т-4 проходила успешно – серийный завод несомненно бы нашелся. Выше перечислялись многие предприятия специализировавшиеся на «тяжелых» самолета , с показанием того что в данный период большинство из них вовсе не было перегружено.
PPV> Не было свободных на тот момент времени? Над этим предположением, мне помнится, ты тоже долго смеялся.
Только я смеялся (даже не смеялся , а просто отмечал неверность) над ТВОИМ тезисом об "исключительности КАЗ".
Который нелогичен и не подтвержден фактами.
Достаточно ознакомится со списком авиазаводов «тяжелой тематики» и их загруженностью в описываемый период.
PPV> Далее, когда Т-4 все-таки выходит на испытания, у Сухого отбирают и этот завод.
Его "отбирают" после того как испытания мягко говоря буксуют.
Не причина а следствие.
PPV>В 1973 году, после того, как П.В. Дементьев заручился в вопросе о свертывании программы Т-4 поддержкой МО в лице А.А. Гречко ...
Есть факт - приказ о закрытии работ по Т-4 последовал
только в 1976г.
И решение о закрытии программы принималось вовсе не единолично Дементьевым.
В «брежневском» СССР вообще все важные решения принимались коллегиально.
К тому моменту с испытаниями Т-4 был полнейший глушняк.
Если бы имелись результаты (не надо блестящих , достаточно обнадеживающих) - военные ни за что бы не отдали «на растерзание наркомам» столь вожделенный самолет.
Само ОКБ имело бы полнейшее право возопить : " судья пид@@ас !- да что это такое твАритсА ?!"(с)
До самого "Дорогого Леонида Ильича"(тм) быстро бы дошла весть о мерзких кознях подлого наркома душащего отличный проект...
Однако нет... Скромненько и тихо сидели... Потому что ПОКАЗАТЬ было нечего.
Показанные в реальности ЛТХ и темпы испытаний (10 полетов «голого» планера за 2 года) "ненавязчиво намекали" что проектных характеристик добиться вряд ли удастся , во всяком случае с приемлемыми затратами средств и времени.
Было бы все более-менее нормально - хотя бы просто для пущей пропаганды и пужания империалистов , хоть пару раз слетали бы в рекордный полетик , да на парадике каком с макетами Х-45 засветились...
Шоб буржуи со своими убогими Томкэтами в штаны наложили и начали с перепугу палубную версию YF-12 ваять...
Ан нет...
PPV>... сразу после этого последовало указание ТМЗ и МКБ «Буревестник» о смене тематики – они были подключены к программе серийного выпуска МиГ-23.
Не простаивать же заводу.
С Т-4 к тому времени уже окончательно определились. Продолжать сверхдорогой и малоперспективный "долгострой" не хотели - нужно было экстренно наращивать выпуск истребителей , по которым ВВС СССР явно начал отставать от империалистов.
С концептом борьбы с АУГ на тот момент уже все определилось и видевшемся оптимальным в 60х годах «3х маховым монстрам» в нем места не нашлось.
PPV> Сопоставь «слезную просьбу» ОКБ Сухого в годовом отчете за 1973 год – на отвлекать МКБ на другую тематику.
Уже сопоставлялось.
И для «слезных просьб» никаких годовых отчетов ждать не нужно.
Если Сухой , как ответственный за проект Ген.Подрядчик , сталкивается со срывом работ по вине смежников (не говоря уж про такой криминал как мнимое тобой «намеренное групповое саботирование по чьему-то приказу») и сам не в состоянии «разрулить» ситуацию - он может и должен НЕМЕДЛЕННО (а не пост фактум в «годовом отчете») известить МАП (как руководящую организацию) и ВВС (как Заказчика) о факте и причине срыва планов работ.
В данной ситуации похоже что «слезные просьбы» в годовом отчете - попытка тихо свалить вину за
общий эпик фэйл на смежников.
Смежники в свою очередь валят друг на друга и на Сухого.
Цитаты из документов выше были , причем прямо противоположные.
У одних "ОКБ не отвечает на запросы о ходе испытаний и ничего не делает , поэтому отзываем специалистов" у других "смежники не хотят работать а поэтому мы умываем руки"...
А МАП на все это смотрит и только
спустя 2 года прекращает этот "балаган" , причем без "карательных санкций".
SkyDron>> Ни я ни кто другой не говорил что причиной остановки работ по Т-4 стал «саботаж» и «забивание» со стороны Сухого.
PPV> Так, так, это что-то новое.
Когда начнешь читать внимательно - еще много "нового" узнаешь.