Реклама Google — средство выживания форумов :)
Принципиальной является проблема уменьшения отражения от носового обтекателя самолета. В связи с тем, что под обтекателем находится система радиолокатора, а за ней зачастую система блоков с оборудованием, обеспечивающим работу антенны, вклад антенного блока в ЭПР самолета может значительно превосходить вклад всех остальных элементов его конструкции. В том случае, если зеркало антенны направлено ортогонально к лучу локатора, ЭПР может достигать значений в десятки и более квадратных метров. Это значит, что все остальные хитрости, которые были придуманы для уменьшения радиолокационной заметности самолета, становятся бессмысленными. Однако, если повернуть зеркало антенны, направив его, например, вверх, можно существенно изменить ЭПР вдоль осевых направлений.
Это - тривиальное и хорошо известное решение, и оно широко используется. Но в ряде случаев такая процедура недостаточно эффективна.
Предложено несколько вариантов решения этой задачи. Мы рассмотрим только те, которые связаны с применением управляемых экранов, тем более что такие экраны могут использоваться как на новых самолетах, так и при модернизации уже существующих. Начнем с варианта, который представляется наиболее простым с точки зрения технического решения.
Нанесем на внутреннюю поверхность радиопрозрачного обтекателя полупроводниковую пленку, устроенную таким образом, что под действием оптического или ультрафиолетового облучения она может изменять проводимость на много порядков величины. Тогда, поместив под обтекатель источники оптического излучения (рис. 5, а), мы могли бы в зависимости от нашего желания перевести поверхность обтекателя из состояния, полностью прозрачного для СВЧ, в полностью отражающее состояние, если в результате воздействия источников излучения, которые находятся над обтекателем, проводимость достигнет высокой величины. Металлизированный обтекатель будет отражать падающую на него электромагнитную волну, и его ЭПР для углов наблюдения, отличных от ортогональных к оси самолета, станет низкой. Естественно, что в это время собственный локатор самолета работать не может.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_10/STELLS.HTMПроблеме частотно-селективных поверхностей посвящена обширная литература, из которой можно сделать выводы об особенностях их применения. Мы разработали численные методы расчетов частотно-селективных экранов, владеем соответствующей технологией и изготовили действующие макеты управляемых экранов. В зависимости от конкретной конструкции антенны можно использовать как частотно-селективный экран, так и плазменный. Он монтируется внутри обтекателя таким же образом, как и частотно-селективный экран, но его принцип действия несколько другой. При отсутствии сигнала управления, который может подаваться пилотом самолета или его станцией обнаружения внешнего облучения, экран выключен и прозрачен на всех частотах. Когда поступает сигнал, на экран подается напряжение, в нем зажигается низкотемпературная столкновительная плазма, в результате излучение частично отражается от экрана в направлениях, показанных на рисунке 5, в, а частично поглощается в экране. Экран эффективен для электромагнитного излучения всех частот, меньше плазменной. Значение плазменной частоты в таких системах может быть очень большим. Многолетние исследования процессов, протекающих в низкотемпературной плазме, позволили найти оптимальные параметры для состава газов, образующих плазму, и оптимизировать высокоскоростную систему генерации плазмы, необходимую для реакции на быстро меняющуюся внешнюю обстановку. Летные испытания демонстрируют высокую эффективность предложенных решений, направленных на снижение радиолокационной заметности антенного отсека.
Французская аэрокосмическая компания Thales получила финансирование от английского Technology Strategy Board на разработку системы пассивной радиолокации для контроля гражданской авиации. Принципе ее действия заключается в использовании отраженных ТВ-сигналов. Направление и скорость объекта вычисляется благодаря эффекту Доплера. По словам авторов идеи, разработка будет иметь лучшую точность, в сравнении с действующим оборудованием. Однако еще одной целью проекта является освобождение диапазона частот для будущих сетей 5G. Разумеется, переход на новую систему произойдет не сразу, и с сохранением существующей радарной инфраструктуры.
Благодаря успехам в технологиях пассивной радиолокации компания Cassidian намерена разработать системы для военного и гражданского контроля воздушного пространства, где излучающие радары не могут быть применены или применяются в ограниченных масштабах. В гражданском секторе использование пассивных радаров может быть рентабельным в условиях ограниченного количества доступных радиочастот. В военных целях такие радары могут использовать данные сетевых приемников, а также обеспечить решающее оперативное превосходство над противником. Прием разного рода радиосигналов от излучающих радаров позволит обнаруживать стелс-самолеты и стелс-корабли. Еще одним преимуществом новой технологии является ее повышенная способность по обнаружению целей в т.н. районах "радиолокационных теней", например, в горной местности, а также способность обнаруживать цели, летящих на крайне низкой скорости и высоте.
Демонстрационная система была доставлена в немецкое Федеральное управление оборонных технологий и закупок. Пассивные радары Cassidian могут быть размещены на автомашинах размером с микроавтобус и, следовательно, могут легко перебрасываться по воздуху без особых усилий логистических служб. После завершения успешного тестирования в аэропорту Штутгарта Cassidian намерена довести станцию до этапа серийного производства и предложить потенциальным клиентам к концу года.