А.С.> 3б. В случае, когда мы надеемся обогатить марсианскими данными земную геологию, В ПРИНЦИПЕ, можно обойтись одними автоматами. ...
А.С.> 4а. На любезно приведённой Балансером картинке видно, что, несмотря на прогресс роботостроения, ровер, управляемый напрямую, имеет преимущества перед ровером, управляемым интерактивно с относительно близкого расстояния, а тот имеет преимущество перед ровером, управляемым программно.
...что характерно - об этом писалось еще лет 10 с гаком назад, но игнорируется
А.С.> Это значит, что пилотируемая экспедиция, при правильной её организации, может привезти столько данных, сколько мы не сможем получить от такого же по стоимости, но чисто автоматического исследования.
Причём, подчеркнём, в принципе это можно говорить даже о пилотируемой экспедиции без высадки на собственно Марс!
Ergo - в случае Марса даже пилотируемый облёт (вещь, на первый взгляд совершенно бесполезная) приобретает известный смысл
Неожиданно, но...
А.С.> 4б. Психология людей такова, что дать столько денег на АМС, сколько надо на пилотируемую экспедицию, никто и никогда не согласится. Но, пока всерьёз на Марс никто и не собирается.
Во-во - отобрать-то деньги у пилотируемой можно, но вот передать их в полном объёме "автоматам" - совершенно точно не удастся.
На одну тележку на колёсиках, ну две-три - нате вам, играйтесь. "А теперь что, тысячу таких же?! Да вы охренели?!!"
Кто-то, конечно, может посчитать, что всё равно лучше отобрать... но это всё-таки уже отдаёт экстремизьмом.
Я бы в очередной раз подчеркнул еще один момент.
Если говорить о мало-мальски
масштабном изучении Марса - речь неизбежно пойдёт о больших (минимум сотни тонн) грузопотоках "туда" и также неизбежно неких (тонны-десятки тонн) грузопотоках "обратно". Даже если давать установку "только хардкор, только автоматика" - образцы хоть какие-то привезти надо для полноценного лабораторного изучения, иначе масса и стоимость оборудования, подлежащего заброске, зашкалит за все мыслимые пределы. Причём привезти желательно побольше.
Так что - имеем грузопотоки в сотни-тысячи тонн.
А при таких грузопотоках присутствие на месте или хотя бы на орбите нескольких человек становится уже недорогим приложением
к еженедельному журналу.
Это, подчёркиваю, при масштабном изучении.
При нынешнем вялотекущем с одним-двумя автоматами на планету - ну, конечно, можно и без людей обойтись, ясен пень, на порядки дешевле...
Но вот когда (и если) речь заходит уже хотя бы о сотнях автоматов - ...