Anzoriy> Андрей, плз расскажи как это сравнительно легко достигается Сх0,5 и про скольжение объясни.
Наши ракеты представляют собой длинные цилиндры с более-менее заострённым носом. Если диаметр основания конуса в 2,5 раза меньше длины, если гладкость конуса и боковой стенки такие же, как у лавсанового скотча, а длина ракеты не больше 20 диаметров, то её Cx будет меньше 0,4, даже не около 0,5.
Ибо что такое Cx? это безразмерный коэффициент в формуле, в которую входят плотность воздуха ро, скорость в квадрате и площадь поперечного сечения.
Когда ракета летит точно вдоль собственной продольной оси, на неё действует только сила лобового сопротивления. И она полностью определяется этой саомй формулой.
Но если угол атаки не равен нулю, то есть, вектор скорости не совпадает с осью ракеты, у тебя возникает подъёмная сила, толкающая ракету вбок. Очень упрощённо говоря, увеличивается S в формуле, площадь поперечного сечения, точнее, проекция её на плоскость, перпендикулярную направлению потока.
Когда ты добавляешь к ракете стабилизаторы, аэродинамическое сопротивление увеличивается. Но это не значит, что увеличивается Сх, это увеличивается другой множитель в формуле, S, площадь поперечного сечения. Когда стабилизаторы не точно вдоль потока, он увеличивается ещё больше.
У пассажирских самолётов Cx порядка 0,1 при том, что они вовсе не идеально ровные. Стекатель на хвосте играет роль, конечно, но, чтобы он играл роль до конца, нужно доводить его диаметр до диаметра среза сопла + небольшой запас на расширение струи, а не до диаметра двигателя.
Чтобы уменьшить влияние несоосности, надо добиваться точной осесимметричности как самой ракеты, так и двигателя, и его вектора тяги.
