Как человек, переписавший
Наиболее слабым местом при расстановке народа по расписаниям оказалось именно расписание по борьбе за живучесть: людей катастрофически не хватает.
Определенные сложности вызывает и расписание по швартовке, но здесь несколько проще (но только в базе, когда наличие народа на боевых постах по основному предназначению корабля уже не так критично; решение задач, вроде как, уже завершено и корабль возвращается к родному причалу).
При швартовке же в море к другому пароходу, особо при свежем ветре и волнении, народ нужен в достаточном количестве и на швартовке, и на родных боевых постах, несущих вахту в интересах решения задач БС.
Третье "сложное" расписание, требующее достаточно большого количества свободных людей - оказание помощи кораблю/судну, терпящему бедствие, когда полноценная и "многофункциональная" АСГ (аварийно-спасательная группа) твоего корабля должна перейти на терпящий бедствие, бороться там за живучесть, спасать, оказывать медпомощь, обеспечить РХР (если это объект с ЯЭУ), и тд.
А затем она же должна быть в состоянии в какой-то мере управлять аварийным судном/кораблем (при буксировке или своим ходом).
По итогам такой модернизации всех корабельных расписаний (ВСЕ они были де-факто написаны заново, практически с нуля) могу искренне сказать, что был обеспечен лишь
Но все они оказались реально работающими.
+ + + + +
Французский флот однажды (с полгода назад) опубликовал тематический номер флотского журнала, посвященный современным минимизированным экипажам.
Рассмотрены два их "образцовых" в плане минимизации-автоматизации корабля:
- всеми любимый (или "любимый") удк Мистраль
- многофункциональный фрегат FREMM.
Публикация очень близка к взглядам Полл'а на проблему экипажа.
Но ходовых мостиках, например, численность народу сокращена кратно, именно за счет автоматизации.
Вопросы обеспечения БЗЖ как-то тупо обойдены стороной во всех статьях.
Все эксперты и "опрошенные" в статьях вещают лишь о высокотехнологичной технике, которая теперь позволяет снижать численность обслуживающего личного состава в разы.
Но я бы сюда добавил прекрасную систему ТО и ремонта на Мистралях, например. В частности, в он-лайн режиме каждый командир БЧ может через компьютерную сеть связаться с берегом и с профильным техническим специалистом, который на основе данных диагностики, полученных с корабля, может он-лайн (как показывают врачей, оказывающих помощь при проведении операции в глубинке консультирующих местных докторов по теле-мосту) оказать квалифицированную техническую консультацию.
Но в боевых условиях такой подход сомнителен.
+ + + + +
И завершая.
Ниже - "мурзилка" по сокращению экипажей FREMMв сравнении со старыми фрегатами ПВО (УРО).
Верхний блок - древний аналог со 100% экипажа и на ходу, и в ремонте, и на якоре / в базе.
Средний - FREMM.
Нижний показывает сокращение численности в базе/на якоре.
Так, на борту остается лишь 50% экипажа. То же самое имеет место и при ТОиР.
Остальные 50% привлекаются к обучению в береговых учебных центрах на совершенно аналогичной своему проекту "живой" технике, несению дежурства на ПУ и КП на берегу, к охране военных объектов и к работам в мастерских (очевидно, некая возможность повышения ремонтной подготовки на своей же (или технике других кораблей того же проекта) ремонтирующейся технике с участием специалистов судоремонта).
Таким образом, в дополнение к минимизации экипажа за счет автоматизации (в море), экономят деньги (но лишь при стоянке в базе) за счет деления экипажа на 2. Вероятно, применяется ротация - иначе народ утратит связь с кораблем.
Подход спорный, но уже реализуемый на практике. Время покажет.