[image]

Почему так подорожали самолеты?

 
1 2 3 4
+
+2
-
edit
 

Donkey20

втянувшийся

«В первую мировую войну самолет по стоимости равнялся автомобилю, во вторую — двадцати автомобилям; к концу столетия он уже стоил в 600 раз дороже автомобиля. Теперь подсчитали, что через 70 лет даже сверхдержавы смогут иметь от 18 до 22 самолетов, не больше."
Станислав Лем « Мир на Земле»


Это утверждение знаменитого писателя примерно соответствует действительности, если рассматривать истребители-бомбардировщики, средоточие наиболее передовых авиационных технологий своего времени. Имеют место одновременно следующие тенденции:
1) повышение боевых свойств самолета (ЛТХ, развитие БРЭО, усиление вооружения)
2) усложнение конструкции
3) увеличение взлетной массы (не всегда монотонное)
4) развитие технологий
Если первые 3 пункта способствуют удорожанию самолета, то четвертый теоретически должен способствовать его удешевлению, но на практике этого не происходит.
В отношении новейших истребителей-бомбардировщиков (F-35, F-22 и т.п.) удорожание до 100-140 млн. долл. за штуку еще можно понять (сверхзвуковой крейсерский полет, вертикальный взлет и др.)
Но как объяснить, что самолеты, напр., North American P-51 Mustang — Википедия и Embraer EMB 314 Super Tucano — Википедия имеющие примерно одинаковые тактико-технические характеристики, построенные с интервалом 58 лет, различаются по стоимости 175-275 раз? Допустим, доллар сильно подешевел http://www.bkworld.ru/netcat_files/Image/6-2006/doll_shema-max.jpg , его золотое содержание упало в 15,5 раз, но это никак не объясняет такое колоссальное удорожание самолета (Мустанг, кстати, по всем параметрам, кроме боевой нагрузки, превосходит Супер Тукано)

А межу тем технологии производства с конца войны шагнули вперед, доля ручного труда в машиностроении вообще и в авиастронии в частности уменьшилась и т.д.

Буду признателен уважаемым участникам Форума за ответы, соображения и даже домыслы по этому поводу.
С уважением, Donkey20
   10.010.0
+
+2
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Donkey20> Но как объяснить, что самолеты,

во-1 доллар за 70+ лет подешевел где-то в 35 раз, если считать как правильно, т.е. с учетом инфляции.
во-2 в википедии есть строчка "штук произведено", она половину вопроса все объясняет.
ну и говорят, что около половины стоимости современного самолета - его радиоэлектронное оборудование.
   21.021.0
+
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

Kuznets> ну и говорят, что около половины стоимости современного самолета - его радиоэлектронное оборудование.

И у супертукано тоже? А зачем он такой нужен?

Автору респект за поднятый вопрос.
   
+
-
edit
 
TEvg-2> И у супертукано тоже? А зачем он такой нужен?

сколько стоить дуплексная связь на 500км с псевдослучайной перестройкой частоты и шифрованием на лету? в килограмах чугуна и топорищах плз.
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

iodaruk> сколько стоить дуплексная связь на 500км с псевдослучайной перестройкой частоты и шифрованием на лету? в килограмах чугуна и топорищах плз.

Ну баксов 2000 где-то. А шо?
   
DE Бяка #11.06.2013 20:59  @Donkey20#11.06.2013 18:56
+
-
edit
 

Бяка

имитатор знатока
★☆
Donkey20> «В первую мировую войну самолет по стоимости равнялся автомобилю, во вторую — двадцати автомобилям; к концу столетия он уже стоил в 600 раз дороже автомобиля. Теперь подсчитали, что через 70 лет даже сверхдержавы смогут иметь от 18 до 22 самолетов, не больше."

На счёт ПМВ -ничего не скажу.
А вот во ВМВ, истребители США стоили, примерно 50 тыс. долларов. Это всякие Мустанги.
Доллар, тогда, стоил раз в 30-40 больше. Что даёт цену сегоднешнего дня в 1,75млн.
Совсем не мало, для крупносерийной машины, весом в 3,5т. Из радиооборудования, у которой, только радиостанция. И, кажется, радиокомпас.

И опять таки - серия Тысячи машин в год.
   21.021.0
+
-
edit
 

paralay

опытный

Donkey20> Но как объяснить...
Давайте сравним рост ВВП за эти годы ;)
Ведь цена определяется не только себестоимостью продукта, но и способностью покупателя за него заплатить. Если покупатель состоятелен, грех этим не воспользоваться :)
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
-
edit
 
Donkey20> Буду признателен уважаемым участникам Форума за ответы, соображения и даже домыслы по этому поводу.

Ладно. сколько стоит двигатель. давайте прям от братьев райт плясать до нонешних. материалы, технологии, человекочасы, ниокр...

в материалы планера и сам планер лезть небудем-там технология которую на пальцах не измерить. а вот лопатка стоит при 1800к ии не стоит-это просто и понятно.
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Donkey20> Но как объяснить, что самолеты, напр., http://ru.wikipedia.org/wiki/North_American_P-51_Mustang и Embraer EMB 314 Super Tucano — Википедия имеющие примерно одинаковые тактико-технические характеристики, построенные с интервалом 58 лет, различаются по стоимости 175-275 раз? Допустим, доллар сильно подешевел

Об удешевлении доллара уже сказали, о серийности* и бортовой аппаратуре тоже.
Ну и изменение среднего уровня жизни и зарплат тоже вряд ли можно сбрасывать. В случае "Мустанга" хоть и Америка, а Депрессия недавно кончилась, да и вообще время военное.
И требования к надёжности истребителя военного времени 70-летней давности и современного учебного самолёта - тоже, надо полагать, разные (и вытекающая отсюда разница стоимости). И к ресурсу, подозреваю, тоже.

...а самое главное - одно дело себестоимость, другое - цена :) "Походите по базару, поищите, где дешевле".


* Вероятно, наиболее важный фактор. Помимо падения доли амортизационных отчислений на каждое изделие - еще и фактор научения. Не знаю как для авиации, но для ракетной техники, если верить МАИшным экономическим методичкам, о трасли себестоимость изделий от числа выпущенных экземпляров зависит ~Nk, где k примерно в диапазоне 0,1


ЗыСы И самолёты подорожали. Исправили бы, глаз режет.
   3.0.153.0.15
Это сообщение редактировалось 11.06.2013 в 23:07
+
-
edit
 

Donkey20

втянувшийся

TEvg-2> Автору респект за поднятый вопрос.

Уважаемый TEvg-2, спасибо
   10.010.0
IL Donkey20 #12.06.2013 01:50  @Бяка#11.06.2013 20:59
+
-
edit
 

Donkey20

втянувшийся

Бяка> 1) А вот во ВМВ, истребители США стоили, примерно 50 тыс. долларов. Это всякие Мустанги.
Бяка> 2) Доллар, тогда, стоил раз в 30-40 больше. Что даёт цену сегоднешнего дня в 1,75млн.
Бяка> Совсем не мало, для крупносерийной машины, 3) весом в 3,5т. Из радиооборудования, у которой, только радиостанция. И, кажется, радиокомпас.
Бяка> И опять таки - серия Тысячи машин в год.

Уважаемый Бяка, как раз с (1)"Мустангом" я сравнивал, т.к. он под руку попался. Но другие самолеты того времени могли сильно отличаться по цене, при этом не очень отличаясь по ТТХ. Например, Ме-109 стоил всего ок. 10000 долл. (пожалуй, это объясняется просто---американским рабочим платили полновесную зарплату, а в Рейхе была и трудовая повинность, и рабство)
(2) ЕМВ-314, однако, стоит не 1,75, а 9-14 млн.
(3) Где-то, может быть, еще у Цихоша, читал, что в 70-е годы примерно можно было определить цену сверхзвукового истребителя из расчета 700-1000 долл. за 1 кг взлетной массы. Все равно дорого!
А размер серии, ИМХО, в большей степени влияет на цену для изделий попроще, чем самолет.
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 12.06.2013 в 01:58
+
-
edit
 

Donkey20

втянувшийся

paralay> Ведь цена определяется не только себестоимостью продукта, но и способностью покупателя за него заплатить. Если покупатель состоятелен, грех этим не воспользоваться :)

Уважаемый paralay, посмотрите список стран, где EMB 314 состоит на вооружении Embraer EMB 314 Super Tucano — Википедия

Не ассоциируются Буркина-Фасо и Доминиканская Республика с состоятельностью
   10.010.0
+
-
edit
 

Donkey20

втянувшийся

iodaruk> в материалы планера и сам планер лезть небудем-там технология которую на пальцах не измерить. а вот лопатка стоит при 1800к ии не стоит-это просто и понятно.

Уважаемый iodaruk, а что такое 1800к? Одна лопатка стоит 1,8 млн. долл.?
   10.010.0
+
+2
-
edit
 

Donkey20

втянувшийся

Fakir> . 1) В случае "Мустанга" хоть и Америка, а Депрессия недавно кончилась, да и вообще время военное.
Fakir> 2)И требования к надёжности истребителя военного времени 70-летней давности и современного учебного самолёта - тоже, надо полагать, разные (и вытекающая отсюда разница стоимости). И к ресурсу, подозреваю, тоже.
Fakir> 3)...а самое главное - одно дело себестоимость, другое - цена
Fakir> 4)* Вероятно, наиболее важный фактор. Помимо падения доли амортизационных отчислений на каждое изделие - еще и фактор научения. Не знаю как для авиации, но для ракетной техники, если верить МАИшным экономическим методичкам, о трасли себестоимость изделий от числа выпущенных экземпляров зависит ~Nk, где k примерно в диапазоне 0,1

Уважаемый Fakir, (1) в Вики указана цена "Мустанга" в 1945 г., Великая Депрессия кончилась 12 лет назад
(2) Надежность и ресурс "Мустанга" как раз сомнений не вызывают, в Доминикане последние Р-51 были сняты с вооружения в 1984 году
(3) Вот и я про то, что цена Super Tucano явно спекулятивная...

(4) Если я павильно понял, по этой формуле получается, что при увеличении серии в 10 раз стоимость уменьшится в 1,259 раз, в 100----в 1,585, в 10000 (напр., с сотни до миллиона экз.)---в 2.51


А что надо исправить?
   10.010.0
+
+1
-
edit
 
Donkey20> Уважаемый iodaruk, а что такое 1800к?

1800 градусов имени Лорда Кельвина Джона Томпсона :)
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
+2
-
edit
 

paralay

опытный

Donkey20> Не ассоциируются Буркина-Фасо и Доминиканская Республика с состоятельностью
Хорошо. Давай сравним людей которые создавали самолёты, точнее их уровень жизни.
Например среднестатистический создатель Ла-5 жил в бараке без удобств, из электроприборов имел одну лампочку и обогреватель, из одежды - две смены белья, один костюм и одно х/б. Уровень жизни нынешнего авиастроителя отличается радикально и всё это стоит денег.
В этой связи интересно посмотреть динамику цены Ан-2.
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
-
edit
 
iodaruk>> сколько стоить дуплексная связь на 500км с псевдослучайной перестройкой частоты и шифрованием на лету? в килограмах чугуна и топорищах плз.
TEvg-2> Ну баксов 2000 где-то. А шо?

военная? самолётная? с ± 20жо во всём спектре, и до тысячь жо ударно? 2000?

2000 стоит хороший бытовой радиоприёмник или самый простенкий радиосканер или посредственное укв сипплекс.

военная самолётная радиостанция стоит минимум на порядок больше, а хорошая-и на два.
   27.0.1453.11027.0.1453.110
+
+1
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

iodaruk>>> сколько стоить дуплексная связь на 500км с псевдослучайной перестройкой частоты и шифрованием на лету? в килограмах чугуна и топорищах плз.
TEvg-2>> Ну баксов 2000 где-то. А шо?
iodaruk> военная? самолётная? с ± 20жо во всём спектре, и до тысячь жо ударно? 2000?

Ну ладно, уговорили. Давайте вы открутите радиостанцию с СуперТукано и продадите его не за 10 лимонов, а за 2?
А я уж туда что-нить простенькое по мотивам РСИ-4 примотаю.

iodaruk> 2000 стоит хороший бытовой радиоприёмник или самый простенкий радиосканер или посредственное укв сипплекс.

Хороший бытовой радиоприемник стоит 100 баксов. У меня есть такой Tecsun PL-600. Ловит любую вещательную коротковолновую станцию в мире. Я например раньше часто слушал Радио Кореи из Пхеньяна. Ловит и однополосников и телеграф. Тоже порой слушал радиолюбителей за тыщи км от меня. Интереса ради ловил Чили, Новую Зеландию и прочих антиподов.

iodaruk> военная самолётная радиостанция стоит минимум на порядок больше, а хорошая-и на два.

Спутниковый телефон Иридиуим стоит два килобакса, а это основной способ связи американских офицеров в Афгане. Потому как "хорошие военные радиостанции" их почему-то не удовлетворяют.

Кстати зачем самолетной станции 20 жо выдерживать запостоянку, если разрушающая планер перегрузка меньше 10 жо?
Ничего сверхсложного в самолетной коротковолновой радиостанции нет. Ценник можно по дури конечно дикий написать, но давайте вернемся к самолетам.
   20.020.0
Это сообщение редактировалось 12.06.2013 в 11:22
+
+2
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

paralay> Например среднестатистический создатель Ла-5 жил в бараке без удобств, из электроприборов имел одну лампочку и обогреватель, из одежды - две смены белья, один костюм и одно х/б. Уровень жизни нынешнего авиастроителя отличается радикально и всё это стоит денег.

Ла-5 стоил дешевле коровы, если считать по коммерческой цене мяса на рынке СССР в 1942-м году.
А создатель Мустанга тоже в бараке жил и имел две смены белья? Может быть американский авиастроитель уже тогда имел дом и какой-нибудь автомобиль?
   20.020.0
+
+3
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

paralay> Хорошо. Давай сравним людей которые создавали самолёты, точнее их уровень жизни.

Угу. Т.е. возрос уровень жизни. У автостроителей он возрос, у животноводов возрос, у металлургов возрос. Ессно они подняли цены на свою продукцию т.к. им же надо за что-то покупать все эти ништяки и цацки.
В итоге автомашины подорожали, мясо подорожало, сталь подорожала? Так? Автомашину теперь может купить человек не ниже миллионера, мясо люди могут попробовать не раньше чем в армии, да и то когда дослужатся до полковника, а сталь продается по цене серебра и народ с гордостью показывает фамильные ложки из нержавейки.

Но в этих отраслях ничего подобного не произошло, хотя сегодняшний автомобилестроитель не в бараке живет, и не одно хб на все случаи жизни носит. Произошло такое только в авиастроении.
   20.020.0
MD Wyvern-2 #12.06.2013 11:47  @Donkey20#11.06.2013 18:56
+
+2
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Donkey20> Но как объяснить, что .... Допустим, доллар сильно подешевел http://www.bkworld.ru/netcat_files/Image/6-2006/doll_shema-max.jpg , его золотое содержание упало в 15,5 раз, но это никак не объясняет такое колоссальное удорожание самолета (Мустанг, кстати, по всем параметрам, кроме боевой нагрузки, превосходит Супер Тукано)

Лучше всего сравнивать с Fw 190( типаG-8/R5) - он, в варианте штурмовика, по всем параметрам превосходит злосчастный Тукано :) И стоил порядка 150-200К полновесных рейхсмарочек %)
   21.021.0
+
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

А рейхсмарка в натуральных продуктах тогда сколько весила?
   20.020.0
+
+3
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
TEvg-2> А рейхсмарка в натуральных продуктах тогда сколько весила?
"Тогда" это в условиях тотальной войны и мобилизации всего, что только можно, на выпуск военной продукции?
Ты бы еще "коммерческие цены СССР" по черному рынку еды в блокадном Ленинграде взял. Вполне возможно, истребитель бы оказался дешевле овцы.
   
RU Памятливый45 #12.06.2013 12:54  @Donkey20#11.06.2013 18:56
+
+1
-
edit
 

Памятливый45

злопамятливый
★★★★
Donkey20> «В первую мировую войну самолет по стоимости равнялся автомобилю, во вторую — двадцати автомобилям; к концу столетия он уже стоил в 600 раз дороже автомобиля. Теперь подсчитали, что через 70 лет даже сверхдержавы смогут иметь от 18 до 22 самолетов, не больше."

В 70-е годы в МАИ на первом факультете преподаватель "Введения в специальность" Шаталов посвятил целую лекцию указанному вопросу.
Рисуя в логарифмических координатах графики он показал, что в 2050-м году вся девятка министерств СССР будет разрабатывать или один самолет , или один танк, или одну ракету.
Он полагал, что экономическая политика действующая в стране с 60-х годов, явно пытается завезти нас в тупик.
Для изучения указанной ситуации и для принятия в последствии необходимых решений и был создан в МАИ свой экономическй факультет.
В образовании инженеров самолетестроителей красной линией проходила экономическая тема.
Студентов учили рассчитывать затраты станочного и рабочего времени на производство деталей в курсе технологии и закрепляли в первой технологической практике (моя на ЗиЛе).
Учили рассчитывать трудозатраты сборочных операций и закрепляли во второй технологической практике.
Курс организация производства и управления предприятием подводил студента к определению себестоимости производства и разделению на постоянные и переменные затраты.
В курсе "Боевая эффективность" Кацев подводил к стоимости уничтожения израильского штаба дивизии (не уверен , что в той армии есть именно дивизии, но что-то подобное должно быть). На этой операции он докторскую защитил.
Жизнь также заставляла в каждом проекте танцевать от обоснования себестоимости того или иного решения.

Выскажу своё, в какой то мере экспертное , мнение об опережающем росте стоимости авиационных изделий:
1. Ключевой причиной являлось наличие экипажа на борту в условиях пропаганды высокой ценности человеческой жизни.
2. Завышение себестоимости производственниками и эксплуатантами на всех уровнях, покрываемое бухгалтерами.
   8.08.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

TEvg-2

мракобес

TEvg-2>> А рейхсмарка в натуральных продуктах тогда сколько весила?
Полл> "Тогда" это в условиях тотальной войны и мобилизации всего, что только можно, на выпуск военной продукции?

Ну давайте какие-то реперы найдем. А то непонятно сколько это - рейхсмарка.
   20.020.0
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru