Если же отбросить догадки и умозаключения, то можно с определенностью сказать, что в течение всего 1963 года продолжалось согласование проекта ПСМ. Главный конструктор самолета Н.С. Черняков вспоминал: «… Проект визировали на трех уровнях: у разработчиков, руководителей главных управлений министерств и ведомств и во всех заинтересованных подразделениях ВПК, Госплана, Минфина, Моссовета и других ведомств. Всего требовалось около двухсот подписей, что ложилось на плечи главного конструктора. Решающим оказалось отношение к нашему проекту первого заместителя председателя Госплана В. Рябикова. … Помощь также оказал заведующий самолетным отделом ВПК В. Иллювиев, горячий сторонник "сотки" на всем пути ее создания. Это была большая победа, если учесть, что все происходило в годы гонений на авиацию…» (см. например здесь:
Летательные аппараты нетрадиционных схем )
Процесс завершился к 3 декабря 1963 года, когда было подписано ПСМ № 1194-440, согласно которому была официально задана разработка Т-4, а 14 декабря 1963 года, как и положено, вышел дублирующий его приказ ГКАТ за № 441. К сожалению, именно этих ключевых для истории Т-4 документов посмотреть мне пока что не удалось. Тем не менее, об их содержании можно с достаточной степенью уверенности судить по соответствующим ссылкам на них в других, более поздних документах…
Форма его, скорее всего, не сильно отличалась от исходного проекта, датированного январем 1962-го, и от остальных аналогичных документов, т.е. во вступлении была стандартная фраза о том, что «ЦК КПСС и СМ СССР приняли предложения ГКАТ, ГКОТ, ГКРЭ и МО о создании самолета … в вариантах … со следующим основными данными …»
Далее следовала краткая сводка ТТХ, потом назначались головные исполнители работ, задавались работы по созданию двигателя и оборудования для самолета и сроки выполнения работ. Однако поскольку в данном конкретном случае текста ПСМ я не видел, говорю лишь о том, что известно точно:
- Эскизный проект по Т-4 (какой по счету?) согласно этому ПСМ предписывалось предъявить на рассмотрение МО во 2 кв. 1964 года,
- В 1-м кв. 1964 года ГКАТ должен был представить на утверждение проект ПСМ о развертывании работ по Т-4,
- Во 2-м кв. 1964 года – согласованные с МО и всеми заинтересованными ведомствами предложения по этому вопросу…
Как следует трактовать эти две последние формулировки? На мой взгляд, смысл сводится к тому, что на момент выхода в свет данного ПСМ по каким-то не вполне ясным причинам еще не до конца был «утрясен» полный состав кооперации смежников по оборудованию, и не решен вопрос о выборе завода для постройки самолета. Как мы увидим в дальнейшем, проблема с выбором завода станет для руководства ГКАТ/МАП одним из основных «камней преткновения» в отношении всех последующих работ по Т-4. Мне лично плохо верится, что принимая такое решение, люди, облеченные соответствующими властными полномочиями, не отдавали себе отчет, к чему это может привести. Ведь было совершенно ясно, что у Сухого нет соответствующей производственной базы для выполнения такого задания, и затягивание вопроса о выделении ему этой самой «базы» в виде конкретного опытного (а лучше серийного) завода самым непосредственным образом скажется на сроках проведения работ…