Приведённые ниже рассуждения основаны на моём многолетнем (хоть и давнем уже) опыте выступлений в классе F2 как со своими моделями (рыболовный бот и пограничник 10410), так и с моделями других спортсменов, а также на анализе выступлений разных спортсменов с разными моделями на разных соревнованиях (включая Чемпионат Мира).
Многие судомоделисты, решив делать радиоуправляемую модель-копию, задаются вопросом «корпус какой формы предпочтительнее?». Находясь под впечатление слов «радиоуправляемая» и «для ФИГУРНОГО курса», они принимают решение строить что-то короткое типа буксира, СПРАВЕДЛИВО полагая, что корпус с небольшим удлинением более поворотливый. И совершают ошибку (на мой взгляд).
В чём же ошибка? Ошибка не в оценке качеств корпуса. Ошибка в оценке требований к модели. Конечно, корпус с небольшим удлинением имеет отличную поворачиваемость. Но всё дело в том, что для прохождения стандартной дистанции NAVIGA для моделей-копий, никакой особой поворачиваемости не требуется. Даже наоборот – больше требуется устойчивость на курсе. Постараюсь пояснить это утверждение.
Дистанция NAVIGA для моделей-копий подразумевает прохождение ворот в определённой последовательности и «швартовку» в доке. Нужно пройти 12 ворот. Из этих 12 ворот 10 проходятся на полном ходу без каких-либо манёвров и не представляют никакой сложности для подготовленного «спортсмена». Для прохождения этих ворот и для движения от одних ворот к другим от модели требуется именно УСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ, чтобы она не рыскала под воздействием волн или ветра, а шла от точки к точке как по рельсам. И только в двух случаях из двенадцати необходима поворачиваемость – это при прохождении второй вершины и на заднем ходу. В обоих случаях разворот модели вполне эффективно осуществляется работой моторов враздрай. Модель эсминца разворачивается на месте очень даже хорошо и быстро. Для этого требуются мощные моторы и грамотно подобранные винты.
Теперь что касается «швартовки». Для этой операции тоже не нужна никакая особенная поворотливость. Куриться в доке не нужно. Нужно ровно въехать в док (опять же устойчивость на курсе) и после остановки немного повернуть нос или корму – это, опять же, достигается грамотным раздраем. Раздрай повернёт модель как надо. А вот ветру и волне будет сложнее повернуть длинную модель.
Из вышесказанного я делаю такой вывод: для успешного прохождения нынешней дистанции лучше выбирать корпус с приличным удлинением. Обводы должны быть достаточно мореходными. Пропульсивная установка должна состоять минимум из двух движителей. Наличие подруливающих устройств является плюсом (хотя грамотное использование раздрая позволяет обойтись и без них).
Это сообщение редактировалось 23.10.2013 в 13:05