Обсудим причину?
Наиболее часто тиражируемая в СМИ версия говорит о столкновении К-129 с американской SSN-579 «Swordfish» класса «Skate». Но при внимательном анализе данной версии вскрывается несколько веских факторов, свидетельствующих о ее полной несостоятельности. Во-первых, при прибытии 17 марта 1968 года в японский порт Йокос**а для ремонта лодка проходила международным фарватером и была сфотографирована японскими журналистами, фотографии ее были опубликованы в местных газетах. Видимые повреждения верхней части рубки и выдвижных устройств дают основания полагать, что объект, с которым столкнулась подводная лодка, имел значительно меньшие вес и габариты или столкновение проходило по касательной. Все известные случаи столкновений подводных лодок, когда участники происшествия оказывались на грани гибели, характерны сопоставимыми по обширности повреждениями. Но сам факт появление поврежденной американской лодки в японском порту опровергает предположение о причастности «Swordfish» к рассматриваемому событию. Во-первых, из соображений режима секретности, при таком инциденте наиболее целесообразно производить ремонт в месте базирования подводной лодки, тем более, при наличии там развитой сети американских судоремонтных предприятий и соответствующих условий для маскировки. Во-вторых, японский порт Йокос**а расположен существенно дальше от точки гибели К-129, чем американская база подводных лодок на Гавайских островах, и поэтому, если столкновение лодок все же было, решение направить поврежденную подводную лодку на ремонт в более удаленный иностранный порт выглядит, по меньшей мере, очень нелогично.
На опубликованных к настоящему времени фотоснимках К-129, лежащей на дне океана, четко идентифицируется поднятая шахта РДП, а также другие выдвижные устройства, следовательно, лодка находилась или в режиме движения под РДП, возможно, при этом осуществляя какой-либо маневр, либо в тяжелых штормовых условиях использовала шахту РДП для забора воздуха к работающим дизелям. Таким образом, наиболее вероятны две причины: или столкновение с надводным судном (кораблем) при плохой видимости, или провал лодки по глубине вследствие ошибок экипажа или аварийного происшествия внутри подводной лодки.