Перспективный снаряд ААО должен сочетать в себе все преимущества своих осколочно-фугасных и бронебойных предшественников. Объединение усилий конструкторов и технологов ВПК (ФНПЦ "Прибор") и ведущих специалистов (ВАТУ им. Жуковского) позволило в инициативном порядке вести экспериментально-теоретические работы по оптимизации основных конструктивных параметров такого боеприпаса и оценки его боевой эффективности. Результаты расчетов на полномасштабных стохастических математических моделях, подтвержденные предварительными полигонными испытаниями, показали прирост эффективности в среднем на 20-25% при решении задач "воздух- воздух" и на 15-20% - "воздух-поверхность"...
Следует также отметить, что концептуальным вопросом является определение роли и места авиационного артиллерийского оружия в составе КАВ перспективных боевых самолетов и вертолетов. В связи с этим необходимо более глубокие исследования по следующим проблемам:
- оптимизация калибра установок ААО;
- в условиях развития авиационного управляемого ракетного вооружения необходимо определить каково главное функциональное назначение ААО - оборонительное или наступательное;
- применение принципиально новых типов снарядов (активно-реактивные, неконтактного действия и т.д.).
Как считает абсолютное большинство отечественных и зарубежных специалистов, авиационная артиллерия сохранит свое немалое значение на весь период существования ВВС с вооружением обычного типа.
Наконец, стоит сказать несколько слов о бронебойных снарядах. Авиационные пушки считаются сегодня основным средством борьбы как с танками, так и с крылатыми ракетами. Причем как для пробития танка, так и для быстрого разрушения крылатой ракеты (с подрывом ее боеголовки) требуется бронебойный снаряд с высокой проникающей способностью. Для наземной артиллерии такая задача имеет отработанное решение - под-калиберный снаряд с отделяющимся поддоном и твердым сердечником (из вольфрама или обедненного урана). Для реактивных истребителей подкалиберные снаряды с обычными отделяющимся поддонами неприемлемы, поскольку отделяющиеся поддоны неизбежно попадут в воздухозаборники и иные части самолета. Поэтому специалисты НАТО работают над созданием авиационных подкалиберных снарядов с такими поддонами, которые после вылета из канала ствола полностью разрушаются и превращаются в мельчайшую пыль (что, впрочем, тоже не подарок для воздушно-реактивных двигателей - А. Ш.).
Другой путь для поражения брони - это создание авиационных кумулятивных снарядов. Однако расчеты показывают, что минимальным калибром для кумулятивного снаряда будет калибр 40 мм, а еще лучше 45-57 мм. Кумулятивные снаряды калибра 45-57 мм были созданы и испытаны в различных странах, в том числе и в СССР.
Между тем создание авиационных пушек калибра 40- 57 мм вызывает массу инженерных проблем. В первую очередь, разумеется, это необходимость уменьшения ве-согабаритных характеристик подобной системы. Но, по мнению автора, в данном случае игра стоит свеч. Пушки таких калибров дают возможность использовать не только кумулятивные или кумулятивно-осколочные снаряды, но и другие типы снарядов, использование которых невозможно или неэффективно в пушках калибра 20-30 мм. Это, прежде всего, осколочные снаряды с неконтактным взрывателем, которые могут поразить цель при промахе до 5-7 м. Да и обычный 40-57-мм снаряд с готовыми поражающими элементами при действии по живой силе во много раз эффективнее, чем аналогичный 20-30-мм снаряд.
Другим направлением совершенствования бортового оружия является возрождение на новом техническом уровне идеи времен первой мировой войны - подвижной пушечной установки. Такая пушка, имея подвижный ствол, позволяет прицеливаться, не разворачивая всего самолета. Еще одним способом улучшения боевых качеств пушечного вооружения является повышение точности попадания за счет применения корректируемых снарядов. Такой снаряд снабжен системами наведения и после выстрела “доворачивается” на цель, по точности приближаясь к управляемым ракетам. И, наконец, отметим работы по повышению эффективности воздействия снарядов на цель за счет оснащения их неконтактными взрывателями. Срабатывающий при пролете снаряда в нескольких метрах от цели, взрыватель существенно повышает вероятность ее поражения. Следует отметить, что применение двух последних способов помимо усложнения самих снарядов требует и разработки новых пушек. Современный технический уровень пока не позволяет разместить в применяемых ныне снарядах калибра 20-30 мм систему наведения или неконтактный взрыватель.
Если обобщенные системы управления полетом и оружием и неконтактные взрыватели не слишком повлияют на тактику истребителей, то корректируемые снаряды и особенно подвижные пушечные установки могут привести к любопытному явлению - “низкоманевренному” истребителю. Маневренность останется средством занятия выгодной позиции, но перестанет быть решающим условием поражения противника. Представим себе такой истребитель, оснащенный одной или двумя (для достижения кругового поля обстрела) подвижными пушками. Наведение пушек будет производиться с помощью оптико-электронных прицельных систем или нашлемной системы, позволяющей поворачивать ствол вслед за поворотом головы летчика. Не ввязываясь в круговерть ближнего воздушного боя, такой самолет будет пролетать сквозь боевые порядки противника, поражая противника, подобно древнему “обоерукому” бойцу с его двумя мечами.
Подвижные пушечные установки в сочетании с “умными” снарядами могут послужить основой и для противоракетной обороны самолета.
Бортовые пушки с их солидным запасом снарядов могут поставить на пути атакующей ракеты противника завесу заградительного огня, как это делает традиционная зенитная артиллерия. Надежная оборона от ракет хорошо вписывается в концепцию низкоманевренного истребителя, так как снижает потребность в выполнении противоракетного маневра с большой перегрузкой.