ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
И сколько бы времени еще не прошло, все равно порой, особенно если была бессонная ночь, вспоминается девушка из пансионата в Судаке. Почему она так часто вспоминается? Не знаю. Но почему то это порой происходит: не часто, даже реже, чем обычно, но порой эта девушка приходит порой и просто смотрит в мою душу. Ничего я ей не обещал, мы даже встречались редко, но все же что то непонятное тянет меня в эти воспоминания. Море тогда было уже холодным. Я только раз за все время и искупался, как раз 4 декабря 1972 года, при температуре моря +11 градусов по Цельсию. И почему то это мне помнится гораздо чаще, чем встреча с этой девушкой. От нее остались фотографии морского прибоя, сделанные мастером. И блики от солнца, и отражения воды так гармоничны, что невольно привлекают внимание. И все бы ничего, но только почему я не вышел прогуляться с ней вместе на набережную? Ведь ничего бы не случилось: ни плохого, ни хорошего. Может быть, потом жалел бы о происшедшем, но не тогда. Это уж точно. А так остались какие то отрывочные воспоминания о несбывшемся. И таких воспоминаний будет все больше.
А теперь снятся временами море и горы Крыма. И порой еще глаза ее, непонятного цвета. Может, действительно было тебе напророчено видеть ее глаза? Кто его знает: в чем тут причина, но все равно не зря все это происходящее. Хотя и было все сравнительно давно, но помнится, как будто было вчера. Все же, прошел не один год, а вспоминается эта встреча и ее слова, что будет ждать меня на набережной. И что теперь? Неужели и сейчас она выходит к морю и смотрит вдаль, видя мой облик среди волн и отражений света на набережной. Если это так, то я просто забывчивый парень. И это чувство останется еще долгие годы рядом со мной.
Вспоминаются годы, проведенные в горах Южного Кавказа и Монголии. Причем, на Южном Кавказе мы были в основном летом, а в Монголии зимой. Так вот, как ни странно, но мы не видели страшных спусков и крутых поворотов. Может быть, потому, что сами горы были удивительными и не несли для нас никакой угрозы. Даже с воздуха все это были дивные ущелья и не менее странные повороты дороги, но почему то все это было естественно. Да и в Монголии встречались полянки наподобие альпийских лугов. Причем это было в укромном уголвке утеса реки Тола-гол, непохожей по красоте на Хэрлэн-гол. Ведь наш Керулен был не просто равнинной рекой и обиталищем лебедей и уток, но сам по себе он представлял по себе реку равнинную. Его удел замерзать зимой и ждать лета, когда люди начинали изменять русло и устраивать отводы воды для полива огородов. Так вот, когда мы были уже под Хабаровском, то притоки Амура казались просто реками со странными названиями. Здесь были и частью местные наречия, частично и чисто русские названия, как речка Черная. Но с воздуха все смотрелось настолько прилично, что не было даже мыслей о полноводном течении или же о з заводях рыб. Не было здесь даже намека на заводь у села Семеновки, где в лесу жили бурундуки. И сама красота этой поймы притока реки был по своему прекрасна.
Так вот почему это я решил вспомнить об этих реках? Наверное, потому, что в разные годы жизни они воспринимались по разному. И притоки Куры на Южном Кавказе имели свою особенность потому, что горы давали воду от снега больше весной, так же, как и в Монголии. Вот эта особенность и была общей для таких разнесенных рек в пространстве. И ведь что удивительно, эта разнесенность рек была закономерной. Ведь они начинались в горах и несли свои воды по уходящему руслу. Вот эта красота рек и давала время подумать и нести свои воды все дальше к морям. В этом случае Каспийское море тоже было морем в нормальном смысле слова. Но дело в том, что все это были моря, отдаленные от нас. И мы только по картам и представляли себе течение рек. Но вот дело с хищниками обстояло совсем по другому. И если на Южном Кавказе волков просто уничтожили, то в Монголии для красного волка было раздолье. Наблюдали мы за ним и в полете, встречали и на земле. Поэтому наряду с охотой на коз, в особом почете была охота и на волков. Специально мы за ними не гонялись, но упустить случай подстрелить красного волка не упускали. Тем более, что он, загнанный в ущелье, не убегал, а даже стремился нападать. И тут уже стремление к охоте совпадало с самообороной. Деваться некуда, и мы отстреливались от таких волков, резонно считая их врагами охоты и нас. Мы в те годы не думали о том, что красный волк занесен в Красную книгу и охота на него запрещена. Что поделать? Если он попался на пути и не уходит, то логически следуя надо его уничтожить. И тут уже вступали в силу охота на зверя, как на личного врага.
Но все таки утомляет описание гор и покой в душе. Не происходит ответ неожиданно, словно по воле сказки, это полянка над Тола-гол, усыпанная цветами. Здесь самые разные естественные оттенки цвета от красного до сиреневого и белого. Вся гамма радуги на небольшой полянке,с котрой открывается вид на вершины гор Северной Монголии. И подобные красоты не так уж редки. Ведь это место такое – рядом река, утес и горы невдалеке. Поэтому и обращаешь на такую красоту внимание. Может быть, где то и покруче есть места, но такая полянка одна во всей Монголии. И говорю это со всей ответственностью. Ведь приходилось побывать в разных местах и насмотрелся всяких красот.
Но что меня поразило в Восточном аймаке, так это очень быстрая весна. Не помню я ни тюльпанов, ни цикория, ни желтых цветов – только цветение травы и больше ничего. Может, еще перекати-поле проблеснет среди вихрей пыльной бури и все. Вот это цветение травы порой затягивается до июня, но все же степь и этим прекрасна. Ведь ее краса заключается в необычности расцветок и уникальности растений. Вот именно этим и прекрасна степь. А еще мне помнится степь весной, когда играет волнами под порывами ветра. Еще ходила легенда об аймаке, расположенном юго-восточнее нашего полигона километрах в 25-ти. Так чот, жило там племя аратов, а вокруг злобствовали орды диких племен. И везде они грабили аймаки, а до этого как то руки не доходили. Да и стоял он в низине, у озера. И вот однажды пришла сюда девушка в голубом дели. Была она очень красива и понравилась сыну старшего арата. Недолго спорили между собой араты и решили, что девушка эта пусть пока поживет. Но, как это часто бывает, начали женщины племени ссориться между собой из-за этой девушки. Короче, терпели недолго араты, а потом решили, что надо ее отправить куда глаза глядят. На очередном сходе они и сказали старшему арату об этом решении. Делать нечего, пришлось на заходе солнца отправить эту девушку на север. С ней ушел и парень, который не захотел расставаться с такой красавицей. А на другой день пришло племя разбойников и разграбило этот аймак. Так вот, когда пролетаешь иногда в этом месте, то видишь порой очертания разрушенного аймака. Но это бывает не каждый раз, поэтому и сейчас считается, что все это было правдой. Хотя в жизни всякое бывает, но эта легенда так и осталась легендой для грядущих поколений. Ведь все таки на то легенды и складываются, проходят через века, чтобы будущие араты правильно их понимали и не всегда руководствовались решениям сходов односельчан.
Вот наверное поэтому и построили в Центре Монголии памятник Чингис-хану, а за ним предполагают поставить отряд всадников, в котором может быть место и иностранцам. Нет желания застолбить место для себя? Нет, все же эта сказка не имеет продолжения. Кроме того, что восточнее Улан-Батора расположена пещера в горе, а В ТОй пещере и сейчас находят треугольные пирамидки, расписанные непонятными знаками. И будто в далекие времена была битва у подножия этой горы. И погибло много воинов, и со стороны нападавших, и со стороны тех, кто был в обороне. Наутро среди нападавших было смятение: ведь все нападавшие воины лежали без оружия, без лат, а кони были угнаны. Воины же защиты были убраны с поля боя до единого трупа. И также оружие и латы отсутствовали. Кто это сделал, было непонятно. И поэтому мысли змеились самые разные, но ни одной конкретной. Правда, племя родственников тех, кто был в обороне, было в пещере близкой горы. Но кто из них исчез в ту пору, неизвестно. Вот так вот и произошла эта битва, но никак не объяснить причину сражения и его последствия. Скорее всего, сама по себе история темная. Да и как может быть иначе, если прошло много лет с той поры.
Вот так вот и проходят легенды по свету и непонятно какие из них жизнестойкие, а какие просто исчезающие. Вот именно поэтому жизнь так и устроена, что порой мы находим события, происшедшие в далекие времена, где то в средние века, когда казалось, что еще несколько лет и все прояснится через некоторое время. Хотя, кто его знает – почему все это было на самом деле? Ведь все события были на грани правды и вымысла. Именно поэтому мы и остались в пложении людей, знающих события, но которые становятся тайной или чем то таким приближенным к тайне, что само по себе сродни таинственному в нашей жизни. Именно поэтому мы и вспомнили о подобном.