Валентин_НН> знаешь, мне кажется, что это не совсем обжиг получается. По мне, так это чуть улучшенная сушка
Ну, примерно так и есть, сушка для полного обезвоживания керамической массы. Спекается она слабо при этом.
Валентин_НН> а глиняные сопла имеют какое-то преимущество перед, ну не знаю, графитовыми, латунными или ещё какими более другими?
Латунные и стальные в тех же массовых пределах за время работы данного двигателя просто расплавятся и их сдует.
Графитовые, как и стальные нужно точить – нужен токарный станок, а с керамикой можно и без него обойтись.
Но графитовое сопло не годится в принципе, так как даст почти нулевой разгар, что приведёт к прогрессивному давлению в камере сгорания при заданном прогрессивном геометрическом законе горения. Причём, рост давления будет такой сильный, что двигатель просто взорвётся на полпути. Под такое сопло придётся менять геометрический закон горения. А все прочие варианты заряжания двигателя топливом проигрывают либо в трудоёмкости, либо в массовом совершенстве и соответственно в цене, либо по всему сразу. А результат по УИ на выходе будет такой же, я уже проверял, сравнивая с другими двигателями.
Валентин_НН> а получение более гладкого сопла (может даже за счёт покрытия какой-нить глазурью) не даст прироста производительности двигателя? Я поэтому про ступеньки шаблона и спрашивал
Ступеньки сдувает уже после 0,3с работы двигателя, так как сопло интенсивно разгорается. Та же учесть постигнет и глазурь. Это будет просто лишняя деталь, которая ничего не даст.
Ступеньки можно легко пальцем даже разгладить после формовки сопла, но они мизерные и сравнимые с шероховатостью самой керамики. Поэтому не стоит так из-за них переживать. Потери УИ на сопло и прочие потери по данным моих испытаний составляют 4-5%. Это совершенно нормальная и хорошая цифра, соответствующая данным из литературы на неустранимые потери РДТТ. К сравнению, тут недавно был испытан двигатель Skyangel-ХН-БН-битум - 82-5-13, который я просчитал в своей программе и там потери по УИ составили порядка 20%. Вот это плохо. Думал, что это из-за отсутствия расширения, но вроде как указывалось, что оно должно было быть?
Наверняка в мире есть ещё материалы, которые могли бы давать соответствующий закон эрозии сопла. Но их надо искать, экспериментировать. А это уже неизбежно связано с отказами, ведь на пути поиска правильного материала будет много неправильных. Пока в этом нет необходимости. Рабочий двигатель есть, и сейчас нужно двигаться дальше. Например, если запуск ракеты будет отложен на раннюю весну из-за холода, то вполне могу продолжить испытания усовершенствованных вариантов этого двигателя. Есть желание испытать МА-60-16 – с удлинением L/D=16 с ещё одним дополнительным центральным сегментом на общую массу топлива уже 4,25кг. Теоретически это ещё возможно сделать без повышения давления выше 20атм. Или даже перейти на испытание двигателя МА-80-13 на 8кг топлива, только оправку найти надо на 80мм диаметр корпуса. Вот тут может потребоваться печка, но уже из соображений крупногабаритности изделий сопла, так как газовая плита уже маленькой становится. И такая идея у меня есть, сделать печку для обжига, управляемую от МК. Это было бы удобно и не зависимо от газовой плиты. Но печь в ней до упору всё равно нельзя эти сопла.
![39.0.2171.95](/_bors/images/browsers/google-chrome.png)