И.1.> Вертолётные лопасти – очень тонкий механизм, тщательно сбалансированный, весьма жёсткий в определенных плоскостях (постороннего наблюдателя часто сбивают с толку провисающие на стоянке лопасти в вертикальной плоскости, иногда "небрежно" притянутые к земле),
1) по поводу балансировки. Во избежание флаттера у лопасти как и у крыла центр жесткости и центр тяжести должны быть перед центром давления. При этом ось вращения лопасти не может быть позади центра давления (на дивергенцию нарваться можно) или в одной с ним координате (динамически неустойчивую систему можно получить)
То есть, имеем противоречивые требования: максимум тяжести и прочности должен быть ближе к передней кромке, а хвост - по возможности легким, но прочным. Так как снижать прочность (и вес) хвоста нельзя - нередко выкручивались утяжелением носка лопасти грузами. С приходом КМ несколько легче, но тем не менее.
Так что, размещение в носке лопасти всякого антенного хозяйства- вполне возможно с т.з. балансировочных вопросов. Меньше придется мертвого груза туда пихать.
2) насчет "определенных плоскостей" - это какие? Насколько я помню, лопасти для многолопастных делают свободно качающимися во всех 3 плоскостях (за счет шарниров или гибких к-подвесов) - это снижает вибрации. Какой смысл делать лопасти "весьма жесткими" и в какой именно плоскости?
> который подлежит замене по налёту да и просто по весьма ограниченным годам службы (когда-то было два года).
вода мокрая ) к чему это было?
И.1.> Разработчики лопастей на дух не подпустят никаких смежников с их электроникой к своему тонкому продукту.
а как насчет электрических или спиртовых антиоблединительных систем?
Которые уже вовсю там стоят