Современные неатомные подводные лодки (НАПЛ) качественно отличаются от дизель-электрических субмарин предыдущего поколения. Достаточно обратиться к НАПЛ семейства «Лада»/«Амур», чтобы убедиться в этом. Так, по свидетельству начальника - генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Спасского, на головной лодке проекта 677 «Лада» - «Санкт-Петербург» - внедрено более 130 новых технических решений, систем оружия и вооружения. Вся электроника опирается на единую элементную базу. Управление кораблем и его оружием сведено в автоматическую систему.
// Дальше — www.soldiering.ru
Под прицелом - берег
Главное отличие НАПЛ нового поколения от предшественниц состоит в радикальном расширении их боевых возможностей. Прежде всего речь идет о способности наносить удары по береговым целям. И, скорее всего, в ближайшем будущем именно задачи уничтожения наземных объектов станут приоритетными для неатомных субмарин.
Это объясняется рядом причин. Прежде всего тем, что в некоторых странах активно проповедуется теория литоральной войны, которая предусматривает ведение активных боевых действий на море и с моря против тех государств, чья политика не совпадает с интересами западного мира. И дело, как известно, не ограничивается теорией. Достаточно вспомнить кампанию коалиционных сил против Ирака весной 2003 года. Тогда для атаки на Ирак США задействовали 167 боевых кораблей своих ВМС и береговой охраны, а также привлекли более 130 судов командования морских перевозок. В операции участвовали также ВМС Великобритании, Австралии и Кувейта. В первый же день войны 15 кораблей и подводных лодок ВМС США и Великобритании обрушили на Ирак более 50 крылатых ракет (КР) «Томагавк». 21 марта, когда началась массированная воздушная операция под названием «Шок и трепет», удары ракетами наносили 30 кораблей и субмарин из акваторий Персидского залива и Красного моря. За сутки ими было выпущено 320 КР «Томагавк». В тот же день налеты на Багдад, Киркук, Мосул и Тикрит совершили самолеты с шести авианосцев, развернутых в Средиземном и Аравийском морях. В результате управление иракскими вооруженными силами оказалось нарушенным. До 14 апреля 2003 года, то есть ко времени завершения активной фазы операции, ВМС США в общей сложности израсходовали около 800 крылатых ракет «Томагавк», а также более 5000 бомб и ракет самолетов палубной авиации и авиации морской пехоты.
Можно ли каким-либо образом предотвращать подобные агрессивные действия? На первый взгляд, редкое государство способно противодействовать ударам мощнейших армад. Однако средство есть - это неатомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами для атаки береговых целей. Дело в том, что большинство стран, чье военное руководство проповедует литоральную стратегию, сами являются приморскими и чрезвычайно уязвимы от ударов с моря. И осуществить эти удары могут только субмарины.
В конце 60-х годов прошлого века ввиду невысокой точности тогдашних баллистических ракет, запускаемых со стратегических атомных подводных лодок, ВМС США поставили перед ними задачу уничтожения так называемых «мягких целей» - городов. ПЛАРБ даже стали называть «убийцами городов». Старую американскую концепцию, несколько модернизировав, нетрудно приспособить для нужд сегодняшнего дня. Современным неатомным ПЛ с крылатыми ракетами, развернутым, скажем, у берегов тех же Соединенных Штатов, вполне по силам нанести весьма ощутимый ущерб приморским городам, их промышленной и энергетической инфраструктуре. Само присутствие таких НАПЛ у берегов США будет оказывать сильное отрезвляющее и профилактическое действие, то есть приведет к сдерживанию агрессивных намерений, свойственных ряду нынешних американских властных структур. ВМС США будут вынуждены больше внимания уделять развитию средств обороны, чем нападения.
..
Комплексами Club-S будут вооружаться и подводные лодки «Амур 1650». Возможны и другие варианты. Так, на втором Международном военно-морском салоне (МВМС) на стенде российско-индийского совместного предприятия BrahMos демонстрировалась модель субмарины «Амур 1650» с восемью вертикальными пусковыми установками для пуска крылатых ракет BRAHMOS, предназначенных для поражения надводных и береговых целей. На том же салоне ЦКБ МТ «Рубин» представило вариант оснащения подводной лодки «Амур 950» десятью вертикальными контейнерами с крылатыми ракетами. Они располагаются за ограждением выдвижных устройств. Лодка способна в течение двух минут производить массированный залповый удар по морским или наземным объектам.
В перспективе НАПЛ могут получить и малогабаритные баллистические ракеты. При их создании за прототип, очевидно, следует взять оперативно-тактические ракетные комплексы сухопутных войск «Ока» или «Искандер» с дальностью стрельбы от 280 до 400 км. Стартующие из подводного положения из вертикальных пусковых установок, они будут способны с «пистолетной» дистанции пробивать любую систему ПРО. Высокие качества российского «Искандера» подтвердил недавно бывший глава израильского агентства по противоракетной обороне Узи Рубин, возглавлявший работы по созданию израильского противоракетного комплекса Arrow, считающегося одним из самых совершенных на сегодняшний день. По его словам, в ракету «Искандера» заложены характеристики, которые позволяют ей избежать противодействия средств ПРО. Как отмечает господин Рубин, среди противоракетных мер, которые предусмотрели российские конструкторы, - активное маневрирование после старта и при подлете к цели, низкая траектория, малая за-метность для радаров, достигнутая за счет использования соответствующих материалов. Морской вариант «Искандера», особенно при залповой стрельбе, не оставит никаких шансов контрмерам по предотвращению удара.©