Bornholmer>> Попозже гляну, хорошо? По крайней мере, не какая-то древнедатская муть.
Сперва определялось необходимое число орудий. Расстояние между каждыми соседними орудийными портами, ширина орудийных портов и расстояние от штевней до первого от носа и первого от кормы. Глубина трюма равнялась 1/8 длины, ширина судна вычислялась сложением 1/11 части длины и полной длины, после чего сумма делилась на 4. Угол наклона и высота штевней, равно как и длина винтранца, также рассчитывались из основных размерений корабля. Принцип расчета был в основном одинаков для кораблей всех размеров, хотя глубина трюма могла варьироваться в зависимости от батокса.
Бенструп не спорит с принципами построения шпангоутов по Пангалоту. Все это, однако, известно из рукописи под названием "Tablettes de Marine", написанной французским морским офицером Жан-Баптистом де ла Маг-Делэн в 1712 (Boudriot 1994) (рисунки 5-44) и будет рассматриваться более детально, поскольку, возможно, она послужила отправным пунктом для Бенструпа в его рассуждениях, или, по крайней мере, послужила тем, что его вдохновило.
Пангалот делил наибольшую ширину (АА) корабля на 24 равные части. Как правило, для флортимберса из 12 частей рассчитывался футокс (zy) по формуле: 1/3 длины корабля плюс ¼, и полученная сумма делилась на 24. Затем между концами флортимберса чертилась линия аа, параллельная АА. Высота в месте максимальной ширины принималась как чуть меньшая чем глубина трюма, замеренная на степсе мачты (gh). Она помечалась как другая линия (dd). Расстояние между аа и dd делилось затем на равные часть двумя следующими линиями (bb and cc). На bb ширина равнялась 17.5 из 24 частей, а на сс равнялась 21.5 частям. На шпунтах киля линия мастер-шпангоута проходила через точки a, b, с и d. Верхняя часть мастер-шпангоута имела завал борта, равный 1/5 от наибольшей ширины. Она имела два изгиба, каждый имел радиус равный восьми частям, с центрами на линиях dd и ff соответственно.
Основание фашенписа соответствует высоте диагоналей флоров, формируемых прямыми линиями, проведенными из точи а под углом в 40 градусов. Высота диагонали винтранца (h) определялась сложением толщины досок и нижних косяков портов с высотой самой нижней палубы на старнпосту. Ширина винтранца рассчитывалась через нахождение точки, в которой встречались горизонтальная линия, проведенная из точки h и проведенная под углом 40° линия из точки d. Кривая винтранца вычерчивалась с центром изгиба, помещенным на горизонтальную линию, проведенную из точки h. Верхняя часть винтранца формировалась тангенциальной линией.
Следующий шаг – вычерчивание диагоналей. Две кормовые диагонали уже нанесены, другие две закладываются в точках b и c, под тем же углом в 40 градусов. Передние диагонали параллельны линии АА в точках a, b и c. Диагонали на наибольшей ширине в точке d заканчивались на шпунтах на форштевне, на высоте винтранца. Диагонали в точках e и f были параллельны d.
Когда винтранец и мастер-шпангоут были вычерчены, оставалось сформировать остальные шпангоуты. Пангалот делил длину корабля на 19 частей, 10 в корму от мастер-шпангоута и 9 в нос. Эти шпангоуты определяются с использованием двух равносторонних треугольников, стороны которых делились на 9 и 10 частей соответственно. Деление треугольников осуществлялось в соответствии с прогрессией квадратных чисел (4,9,16...). Теперь диагонали чертились на треугольниках на заранее определенных углах к стороне DE. С помощью карты, в некоторых случаях, видимо, игральной карты, (Hoving & Lemmers 2001), диагонали перечерчивались затем в проекцию «корпус». Точки пересечения диагоналей с частями треугольников задавали точки, через которые должны были откладываться кривые шпангоутов. Согласно Бенструпу, шпангоуты вычерчивались с помощью либо веревки, либо тонкой деревянной рейки.
Это сообщение редактировалось 13.08.2015 в 22:58