Lot-2>>> "Моряк", Бизерта, 1922г. Из собрания А.В. Плотто.
MVM>> Красивое судно спроектировал Роман Михайлович Ловягин и построили рабочие Сормовского завода.
Lot-2> Вот как его вели из Константинополя в Бизерту в 1920г. -это "Безумству храбрых поём мы песнь!".
Если вкратце:
"С началом англо-французской интервенции на юге России судно передали командованию флота белых. Оно занялось перевозкой офицеров и солдат с Салоникского фронта для пополнения деникинской, а затем врангелевской армий. Вместо сотни практикантов судно перевозило полторы сотни солдат и офицеров. В обратных рейсах брало фрахты на болгарские, турецкие, греческие порты. После бегства остатков врангелевской армии и флота в Стамбул в ноябре 1920 г. баркентина задержалась в бухте Золотой Рог. Ее включили в отряд судов, следовавших в Бизерту. Узнав о том, что судно покидает Россию, большая часть экипажа - весь палубный командный состав, почти все матросы, машинисты и кочегары - покинули его. Пополнение команды поступило с линкора «ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЕВ» (бывший «АЛЕКСАНДР III», затем «ВОЛЯ») и вспомогательного крейсера «АЛМАЗ» из числа гардемаринов и кадетов Морского кадетского корпуса, оказавшихся вдали от родины и решивших бежать от революции. Поскольку рядового и унтер-офицерского состава на баркентине не хватало, практикантам пришлось стать матросами, машинистами и кочегарами, а одному из них выполнять обязанности боцмана. Командиром оказался бывший штурман линкора «ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ».
На долю случайно собранной команды выпала задача оперативно привести в рабочее состояние судно, к тому времени имевшее запущенный вид. Утром 10 декабря 1920 г. снялись с якоря (вручную, работая вымбовками) и, буксируемые канонерской лодкой «СТРАЖ», вышли в Мраморное море. На переходе продолжали обтягивать такелаж, пытались овладеть техникой работы с парусами: cтавили их вначале по одному, затем на каждой мачте отдельно, и наконец, полностью. В проливе Кафирефс (Доро) на третьи сутки перехода судно выдержало сильный шторм. И тут выяснилось, что при наведении на судне "военно-морского" порядка перед выходом в море оказалось выброшено "какое-то старое железо", которое на самом деле было импровизированным балластом, заменявшим, видимо, расхищенный дополнительный свинцовый балласт, принятый еще при модернизации «КСЕНИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ» в Або. Канонерская лодка с трудом удерживалась против встречной волны и ветра. C нее попросили баркентину подрабатывать машиной, но машинная команда еще не научилась обслуживать котлы и машину.
После Коринфского канала судно испытало еще один шторм, уже в Ионическом море, но все же почти благополучно прибыло в гавань Аргостолион (о. Кефалиния). Машина была введена в действие, c парусами дело обстояло хуже.
В пробных выходах поворот оверштаг осуществить не удалось ни разу. Возвращаться в гавань пришлось под машиной. Через два дня стало известно - на «СТРАЖе» сожгли котел, и далее судно уже буксировал флагман врангелевского флота крейсер «ГЕНЕРАЛ КОРНИЛОВ» (бывший «ОЧАКОВ»), затем «КАГУЛ». Аргостолион покинули вечером 25 декабря. Оставаясь на буксире, баркентина в дневные часы и при попутном ветре несла паруса, на ночь их убирали.
Через три дня на выходе из Мальтийского пролива получили сильный встречный ветер, и на траверзе о. Пантелерия лопнули оба стальных буксира. Командир баркентины принял решение подойти к подветренному борту крейсера под парусами и машиной, чтоб принять новый буксир. Но маневр был неточен, судно навалило на крейсер и начало бить волной. Все стойки и шлюпбалки левого борта парусника оказались смяты, а винт крейсера - в опасной близости от баркентины. Завели пеньковый буксир, после чего движение было продолжено, но уже со скоростью 5 узлов. Баркентина опять начала подрабатывать машиной.
Утром 29 декабря 1920 г. баркентину подвели к Бизерте, и французский буксир ввел ее в озеро Бизерта, границы которого покинуть ей было уже не суждено. На судне был поднят карантинный флаг. Сообщение с берегом французские власти категорически запретили. Днем и ночью вокруг кораблей эскадры несли дозор сторожевые катера, берег тщательно охранялся сенегальскими стрелками. И так продолжалось три недели..."
Отрывок из книги В.П. Митрофанова и П.C. Митрофанова "Школы под парусами".
Это сообщение редактировалось 12.02.2016 в 13:04