В тендере сошлись лоб в лоб российский и американский авианосцы
// svpressa.ru
Индии предлагается совсем новый проект — 23000Е «Шторм», созданный Крыловским государственным научным центром (КГНЦ), расположенном в Петербурге. Макет авианосца был впервые продемонстрирован специалистам в мае 2015 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», проходившем в подмосковной Кубинке.
Необходимо сказать, что концепция авианосца не столь и нова. Новыми являются бортовое приборное и автоматическое оборудование и вооружение. «Шторм» во многом напоминает нереализованный проект Невского проектно-конструкторского бюро (НПКБ) 1143.7 «Кречет».
..
Помимо уже традиционных истребителей ОКБ Микояна — МиГ-29К и МиГ-29 КУБ — на «Шторме» предполагается размещение корабельной модификации самолета пятого поколения ОКБ Сухого Т-50 ПАК ФА. Кстати, разворачивается совместный российско-индийский проект по созданию экспортной модификации Т-50, получившей название FGFA. Именно этот самолет и займет место на палубе «Шторма».
Взлет обеспечивается двумя электромагнитными катапультами и двумя трамплинами. Посадка — аэрофинишером. Правда, данных о том, будет ли он механическим (с зацеплением самолетного гака за трос) или же турбоэлектрическим, нет. Турбоэлектрический финишер лучше, поскольку обеспечивает более плавное торможение самолета, что сказывается и на уменьшении перегрузки для пилота, и на износе самолетов.
Помимо многоцелевых истребителей предполагается размещение противолодочных вертолетов Ка-32, а также самолета ДРЛО.
Конструкторам удалось добиться 20-процентного улучшения гидродинамических характеристик корпуса, благодаря чему снижено сопротивление движению авианосца. Также он имеет возможность работать в ледовых условиях.
Новый авианосец позволяет совершать полеты авиационной группы при значительном волнении.
Система бортового вооружения включает в себя 4 боевых модуля зенитно-ракетного артиллерийского комплекса, а также две пусковые установки противоторпедной защиты. Для авиагруппы предназначается запас до 7 тыс. ракет и бомб.
Следует сказать, что конкретный состав бортового вооружения пока еще не определен. Предполагаются различные варианты от противокорабельных ракетных установок до морской модификации зенитно-ракетной системы С-500. В связи с чем, авианосец может получить средства не только ПВО, но и ПРО.
На авианосце также устанавливается система радиоэлектронной борьбы.
На «Шторме» используется специально созданный для палубной эксплуатации турбовинтовой самолет ДЛРО Як-44Э. Его двигатели развивают при взлете мощность в 14 тыс. л.с., что позволяет стартовать с трамплина без использования катапульты. Продолжительность патрулирования превышает 6 часов, при этом дальность действия бортовых радиолокаторов и систем связи превышает 300 км. РЛС самолета одновременно сопровождает до 150 целей и осуществляет наведение истребителей и средств ПВО на 40 целей.
Необходимо сказать, что строительство авианосца для ВМС Индии — это не просто выгодный в коммерческом отношении проект. Но еще и «долгоиграющий». Дело в том, что авианосцы имеют значительный эскорт, в который входит до двух десятков кораблей различного назначения, к которым относятся корабли охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, многоцелевые подводные лодки) и суда обеспечения. В связи с этим вполне логично было бы ожидать, что Индия закажет российским судостроителям что-либо из этого обширного списка эскортных кораблей.