ahs> Ты сам читаешь, на что ссылаешься?
Они в любое время суток могут быть. И любое время года. И в любых широтах.
Это не какое-то торнадо, это просто наличие конвективной ячейки. Что породило - фронт, или просто большой кумулонимбус - не имеет значения.
Смысл таков: в нестабильной атмосфере температурный градиент выше адиабаты. То есть, если какая-то воздушная масса начинает двигаться вертикально (по любой причине - хоть местная турбулентность, хоть фронт, хоть термик, хоть что) - она не замедляется, а ускоряется. Потому что попав выше и адиабатически расширившись - она оказывается еще легче, чем окружающие слои. Попав ниже и адиабатически сжавшись - тяжелее окружающих слоёв. В грозовых облаках (кумулонимбус) вертикальные потоки могут достигать скорости 50 метров в секунду вверх и 30 метров в секунду вниз. Причем, в передней части облака обычно идет поток вверх, в задней (вместе с выпадающими осадками) - вниз.
Ощущения на глиссаде таковы: летишь, никого не трогаешь. Вдруг у тебя резко прыгает вверх скорость и ты сам вспухаешь над глиссадой так, что "надо" срочно корректив экшн делать, чтоб вообще попасть на полосу. Если автоматически рука отдает штурвал, то чувствуешь, как тебя под жопу пинком вверх выкинули, и ты носом вниз летишь вверх как от пенделя
Обычная реакция- убрать газ (чтоб скоростью не поломать закрылки и шасси), от себя, чтоб вернуться на глиссаду. А это всего лишь поток, который дул навстречу.
А выполнив корректив экшн ты вроде возвращаешься на глиссаду, радостный, что стрелка движется к центру, хочешь остановить движение, а вот фиг - она ускоряясть убегает вверх, показывая, что ты проваливаешься с ускорением. Метаешь взгляд на вариометр - а там сумасшедшая вертикальная. На себя - а тут пищит индикатор срыва потока и трясет ручку. Взгляд - а у тебя скорости нет вообще, хоть только что было залейся. Полный газ - а двиглам еще раскочегариться надо, это секунды 4 или больше, а потом еще набрать скорость - машина-то тяжелая, а пока ты сыплешься как камушек, и даже видишь на земле точку, в которую ща впечатаешься, потому как она не движется. И думаешь - успею-не успею? Хватит-не хватит?
Ну, слегка утрировал для драматичности, но в общем, похоже благодаря скоротечности события.
зы. правильная реакция в таких случаях на второй круг уйти и сообщить на землю о сдвиге ветра в таком-то месте. Если на земле видят, или сам видишь, как движется воздушная масса, то могут временно еще в холдинг отправить, подождать, пока оно пройдёт район глиссады.
ззы, у меня ощущение, что стругацкие в "пикнике" описывая свои "гравиконцентраты" перевели впечатления от рассказанных кем-то им таких вот штучек.