Kosh>> Это не имеет никакого отношения к технике на которой он летал
Iva> Но на Ла его дивизия не захотела пересаживаться
Iva> Кроме того, встречал мнение, что Кобра позволяла не проигрывать немцам бой на вертикалях.
Iva> Плюс прост в управлении - всяких рычажков на нем гораздо меньше было.
А.А. Новиков встретил летчика словами:
— Ну что, не желаешь уходить с фронта?
— Да, товарищ маршал авиации!
— Правильно решил! Поезжай в КБ к Яковлеву и полетай на опытном самолете Як-3. Надо переходить на свою технику. Наши самолеты сейчас лучше иностранных.
Александр Иванович после нескольких дней полетов назвал Як-3 прекрасным самолетом. Однако его вооружение из одной 20-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов летчика "разочаровало".
Конструктор А.С. Яковлев слушал замечания Покрышкина, не глядя в его сторону, сидя в кресле и помешивая щипцами угли в камине. Когда летчик заговорил о вооружении Як-3, конструктор прервал его, сказав, что это мнение его не интересует.
— А для кого же вы в таком случае создаете свои машины, если вас не интересует мнение боевого летчика! Мы — летчики воюем и погибаем на ваших самолетах!
Покрышкин вышел из кабинета, вернулся в гостиницу, как вспоминает его жена, предельно расстроенным: "Мне, подполковнику, конечно, было трудно доказывать свою правоту генерал-полковнику, заместителю наркома…"
Может быть, причиной несложившегося разговора были резкость и грубоватость Покрышкина, в которой обвиняли его недоброжелатели? Думается, нет. Нарком авиапромышленности А.И. Шахурин в своих воспоминаниях довольно осторожно отозвался о своем заместителе по опытному самолетостроению: "Мне он показался волевым и целеустремленным руководителем, умеющим добиваться поставленных перед собой задач. Совмещая конструкторскую работу с должностью заместителя наркома, А.С. Яковлев добился больших успехов в создании боевых истребителей… По моему мнению, он оказался в лучшем положении по отношению к другим конструкторам… Не сказал бы, что это удачное сочетание… В дальнейшем от такой практики отказались" (А.И. Шахурин. "Крылья Победы" М., 1990. С.15).
Гораздо более резко отозвался о А.С. Яковлеве Главный маршал авиации А.Е. Голованов, возмущавшийся его склонностью к конъюнктуре ("Главный маршал авиации Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца". Сборник документов и материалов. М., 2001). Конструктор дружил с Василием Сталиным, был вхож в верха. Истребители конструктора С.А. Лавочкина превосходили "Яки". Большинство самых результативных наших асов воевали на Ла-5, Ла-7 и "аэрокобрах". Однако "Яки" строились в наибольших количествах (около 60% выпуска всех советских истребителей в годы войны).
В документах штаба 8-й воздушной армии дается такая справка: "Из лучших современных скоростных истребителей — Як-1, Як-7б, Ла-5 и "аэрокобра" — наименьшие потери несет "аэрокобра", которая имеет 52 с/вылета (самолетовылета. — А.Т.) и 50 часов налета на 1 боевую потерю. Як-1 и Як-7б имеют примерно одинаковые потери: 45 с/вылетов и 38 часов налета у первого и 44 с/вылета и 42 часа налета у второго. […] Малые потери самолета "аэрокобра" являются следствием хорошего бронирования, мощного вооружения и лучшего, чем у Як-1 и Як-7б обзора, при одинаковых остальных летно-технических данных" (ЦАМО. Ф.346. Оп. 5755. Д. 110. Л. 123).
С.А. Лавочкин отнесся к А.И. Покрышкину совсем по-другому, сам пришел к нему в гостиничный номер, пригласил в КБ и на завод в Горький. Дружеские отношения Лавочкин и Покрышкин поддерживали и после войны.
Двухпушечный Ла-7 Александру Ивановичу понравился. Было решено опробовать пять самолетов в полку на фронте.
Александр Покрышкин. Глава 13. Звездный час Из мемуаров жены Покрышкина. День для поездки в Рилский монастырь мы выбрали неудачно: музей был закрыт. Огорченные, остановились на подворье монастыря, разглядывая великолепные фрески XIII века. Генерал Ханымов куда-то отлучился. Увлеченные осмотром церкви, мы не сразу заметили его возвращение. Пришедший вместе с ним человек в темно-синем костюме, весь сияя от радости, прямо-таки бегом устремился к Александру Ивановичу:
— Другарю генерал, вот уж никогда не думал, что мне выпадет счастье увидеть вас! Я тоже бывший летчик, Стоян Стоянов.
Имя это оказалось хорошо известным моему мужу. После свержения монархо-фашистской диктатуры и прихода к власти правительства Отечественного фронта (1944 год) Болгария объявила войну гитлеровской Германии. И Стоян Стоянов сбил наибольшее из всех болгарских летчиков количество вражеских самолетов — двенадцать.
— Но вы еще не все знаете! — воскликнул наш новый знакомый. — Ведь я дрался с фашистами на вашем самолете!
— Почему же не знаю, — возразил муж. — Мне известно, что часть боевой техники мы передали болгарской армии.
— Да нет, я летал на Як-3, подаренном жителями Новосибирска лично вам. На нем даже надпись была.
— Все правильно, был такой подарок. Но я привык к «кобре», не мог от нее отказаться.
— Подарок ваших земляков я сберег, — сообщил Стоян Стоянов. — Этот самолет стоит сейчас в Варненском музее как свидетельство братской дружбы наших [140] народов. А сам я после демобилизации стал директором музея здесь, в Рилах. Пойдемте, дорогие гости!
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА — Поиск по сайту … mk/16.html