Кинофильм "Асса" и круизный лайнер Salamis Filoxenia
Казалось бы, чего общего у блокбастера перестройки и кипрского туристического теплохода? Многие жители Кипра из иностранцев, наверняка знают о существовании, слышали или даже катались в недолгие круизы по окрестным водам Средиземного моря на корабле под таким названием. Кстати,
Φιλοξενία по-гречески означает "гостеприимство" (а вовсе не то, что подумали слегка подучившие местный язык полиглоты
)
Да, собственно и видели: если не в лимассольском порту, то проходящим в море. Для объяснения потребуется небольшой экскурс в историю.
Не очень большой секрет, что после распада СССР произошла бурная коммерческая деятельность по дележу наследства. В первую очередь, такого высоколиквидного и дорогостоящего, как морской пассажирский флот.
Не избежали этой участи и суда класса "Белоруссия", построенные по заказу СССР на верфях Wärtsilä в Турку (Финляндия). Серия из 5 пассажирских судов повышенной комфортности с автомобильными палубами, рассчитанных на перевозку от 870 до 1009 пассажиров (в зависимости от исполнения) и до 456 автомобилей была построена в 1975-75 годах. Переданные Черноморскому Морскому пароходству пять лайнеров: "Белоруссия", "Грузия", Азербайджан", "Казахстан" и "Карелия" быстро приобрели популярность, и вместо предназначенной им судьбы паромов в Крым, превратились в круизные лайнеры. Путешествие на таком современном теплоходе иностранной постройки было значимым атрибутом "красивой жизни" в доступном для советских отдыхающих виде.
Помните, глава застойной мафии, гангстер-интеллигент в исполнении глубокого знатока криминального мира Станислава Говорухина
плывёт в Ялту на таком лайнере? Знакомство с кораблем начинается с разговора о той самой автомобильной палубе, простаивающей в большинстве случаев? В дирекции ЧМП в Одессе тоже не дураки сидели, и к концу 80-х годов все суда серии прошли перестройку на западных судоремонтных заводах, избавившись от одной лишней палубы для автомобилей. Это позволило оборудовать ещё один "этаж" с пассажирскими кабинами и развлечениями. Получив дополнительные возможности, новоявленные круизники отправились зарабатывать валюту для страны победившего пролетариата, практически уже не появляясь на местных линиях. Так, вот, собственно, Salamis Filoxenia и является одним их этих 5 кораблей, первоначально нося имя "Грузия". Невозможно точно установить, какое именно носило название судно, на борту которого разворачивается эпизод фильма Сергея Соловьёва, но зато, можно зримо получить представление о классе, сравнивая картинки из кино и рекламы Salamis Tours:
Бурные 90-е раскидали лайнеры по разным владельцам и юрисдикциям. Нет смысла подробно рассказывать о всех кораблях серии. Достаточно перечислить названия, под которыми "Грузия" ходила до "Salamis Filoxenia": меняя флаги и хозяев судно ходило под именами Odessa Sky, Club 1, и даже Van Gogh! Не знаю, злой ли рок, связанный с отрезанным ухом, или случайность, но именно под этим названием лайнер получил серьёзное повреждение в столкновении с танкером у берегов Испании в 2004 году. К счастью, все обошлось без жертв, но после ремонта обводы форштевня незначительно изменились, что можно увидеть, присмотревшись к фотографиям "Грузии" и Salamis Filoxenia.
Задней автомобильной рампы корабль лишился в процессе ремонта в 1999 году, сменив название с Odessa Sky в Club 1.
Так что, смотря с берега на море, можно воочию видеть результаты длительных и запутанных, не только советско-кипрских, но и вполне современных, россйиско-кипрских
шахермахеров отношений и сотрудничества
Кстати, 5 октября, Salamis Filoxenia уйдёт из Лимассола в последний в этом году мини-круиз с заходом в Израиль! Так что, если кто решит прокатиться на возможном реквизите из "Ассы" - спешите!